Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области на решение Заводского районного суда города Орла от 20 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 23 мая 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к казенному учреждению Орловской области "Орловский областной государственный заказчик", департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области об обязании произвести действия.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения представителя департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области Афониной С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области выделить денежные средства казенному учреждению Орловской области "Орловский областной государственный заказчик" для приведения автомобильной дороги общего пользования регионального значения Орловской области ""Орел-Ефремов-Дубровка" с 0+000 по 5+000 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, а именно: устранить ямочность на участках: с 2+920 по 3+100, с 4+000 по 4+560, с 4+620 по 4+780; разрушение покрытия проезжей части с 4+000 по 4+560; колейность с 3+520 по 3+570; привести дорожное покрытие автомобильной дороги "Хомутово-Красная Заря"-Судбище-Лазавка с 0+000 по 5+000 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, а именно: устранить ямочность и колейность на участке с 0+700 по 0+943; разрушение покрытия проезжей части на участке с 1+00 по 3+100 км.; занижение обочин, разрушение покрытия проезжей части с 3+500 по 3+700; обязать казенное учреждение Орловской области "Орловский областной государственный заказчик" в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств привести автомобильную дорогу "Орел-Ефремов-Дубровка" с 0+000 по 5+000 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, а именно: устранить ямочность на участках с 2+920 по 3+100, с 4+000 по 4+560, с 4+620 по 4+780; разрушение покрытия проезжей части с 4+000 по 4+560; колейность с 3+520 по 3+570; привести автомобильную дорогу "Хомутово-Красная Заря" - Судбище -Лазавка с 0+000 по 5+000 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, а именно: устранить ямочность и колейность на участке с 0+700 по 0+943; разрушение покрытия автомобильной дороги на участке с 1+00 по 3+100 км.; занижение обочин, разрушение покрытия автомобильной дороги с 3+500 по 3+700.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что в ходе проведенной Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой Орловской области проверки соблюдения законодательства при содержании автомобильных дорог установлен факт ненадлежащего содержания автомобильных дорог "Орел-Ефремов-Дубровка" и "Хомутово-Красная Заря" - Судбище-Лазавка установлено, что автомобильная дорога "Орел-Ефремов-Дубровка" с 0+000 по 5+000 имеет асфальтобетонное покрытие, имеет следующие недостатки: ямочность на участках: с 2+920 по 3+100, с 4+000 по 4+560, с 4+620 по 4+780; разрушение покрытия проезжей части с 4+000 по 4+560; колейность с 3+520 по 3+571, что не соответствует ГОСТ Р 50597-2017 года (п.5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений). Автомобильная дорога "Хомутово-Красная Заря" - Судбище-Лазавка с 0+000 по 5+000 имеет асфальтобетонное покрытие, имеет следующие недостатки: ямочность и колейность на участке с 0+700 по 0+943; разрушение покрытия проезжей части на участке с 1+00 по 3+100 км; занижение обочин, разрушение покрытия проезжей части с 3+500 по 3+700, что не соответствует ГОСТ Р 50597-2017 года (п.5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений).
Решением Заводского районного суда города Орла от 20 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 23 мая 2024 года, административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области 6 июня 2024 года через суд первой инстанции обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой (поступила 14 июня 2024 года), в которой ставится вопрос об их отмене ввиду незаконности и необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее также - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно положениям подпунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196- ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196- ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно- транспортных происшествий.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N-1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", устанавливающие требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, и направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Орловской области N 171 от 17 мая 2016 года "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 19 ноября 2015 года N 501 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области" автомобильные дороги "Хомутово-Красная Заря" - Судбище-Лазавка, "Орел-Ефремов-Дубровка" относятся к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Орловской области.
В соответствии с распоряжением коллегии администрации Орловской области от 15 февраля 2005 года N 28-р находящиеся в собственности Орловской области автомобильные дороги общего пользования регионального значения закреплены за КУ ОО "Орелгосзаказчик" на праве оперативного управления.
Автомобильная дорога "Хомутово-Красная Заря" - Судбище-Лазавка используется для перевозки обучающихся МБОУ "Судбищенская СОТТТ" школьным автобусом, автомобильная дорога "Орел-Ефремов-Дубровка" используется для перевозки обучающихся МБОУ "Паньковская СОТТТ" школьным автобусом.
В ходе проверки Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой Орловской области соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что автомобильная дорога "Орел-Ефремов-Дубровка" с 0+000 по 5+000 имеет асфальтобетонное покрытие, имеет следующие недостатки: ямочность на участках с 2+920 по 3+100, с 4+000 по 4+560, с 4+620 по 4+780; разрушение покрытия проезжей части с 4+000 по 4+560; колейность с 3+520 по 3+571, что не соответствует ГОСТ Р 50597-2017 года (п.5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений). Автомобильная дорога "Хомутово- Красная Заря" - Судбище-Лазавка с 0+000 по 5+000 имеет асфальтобетонное покрытие, имеет следующие недостатки: ямочность и колейность на участке с 0+700 по 0+943; разрушение покрытия проезжей части на участке с 1+00 по 3+100 км; занижение обочин, разрушение покрытия проезжей части с 3+500 по 3+700, что не соответствует ГОСТ Р 50597-2017 года (п.5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений).
Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 7 февраля 2003 года N-22 на КУ ОО "Орелгосзаказчик" возложены функции государственного заказчика по строительству объектов жилищно-коммунального назначения, социальной сферы, объектов дорожного и газового хозяйства области, финансируемых за счет средств областного бюджета.
Из Устава КУ ОО "Орелгосзаказчик" следует, что его учредителем является субъект Российской Федерации - Орловская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области (пункт 3 Устава).
Согласно пунктам 12, 13 Устава КУ ОО "Орелгосзаказчик" полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения "адрес" относятся к предмету деятельности казенного учреждения, осуществляются за счет средств областного бюджета (пункты 12, 13 Устава).
Пунктом 22 Устава предусмотрено, что казенное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с бюджетной сметой, которая утверждается Учредителем, и устанавливает лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Согласно подпункту 1 пункта 27, подпункту 2 пункта 28 Устава казенное учреждение имеет право заключать и оплачивать государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Орловской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено действующим законодательством, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Казенное учреждение обязано расходовать средства областного бюджета строго в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств и утвержденной бюджетной сметой.
Разрешая административный спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, исходил из того, что автомобильные дороги "Орел-Ефремов-Дубровка" и "Хомутово-Красная Заря" - Судбище-Лазавка не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017 в области безопасности дорожного движения.
Данные выводы судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что распределение бюджетных ассигнований производится до 1 марта текущего года, заложить дополнительные денежные средства на исполнение судебного решения не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств в Дорожном фонде Орловской области после 1 марта, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении указанных административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, поэтому обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 20 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 23 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.