Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В.
судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гражданкина В.А. на решение Орловского районного суда Орловской области от 17 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 11 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Гражданкина В.А. к администрации Орловского муниципального округа Орловской области о признании недействующим в части нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гражданкин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Орловского муниципального округа Орловской области, в котором просил признать недействующим постановление администрации Орловского муниципального округа Орловской области от 17 марта 2022 года N603 "Об утверждении Перечня улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Орловского муниципального округа Орловской области и присвоении им идентификационных номеров" в части включения в Перечень улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения автомобильной дороги "д. Образцово, Тупик Северный", тип покрытия - грунт, протяженностью 272 метра, идентификационный номер автомобильной дороги 54 247 825 001 ОП МО О-167 (пункт 167 Приложения N 2 к Постановлению).
Свои требования административный истец обосновывает тем, что постановлением администрации Орловского муниципального округа Орловской области от 17 марта 2022 года N 603 (далее ? постановление от 17 марта 2022 года N 603) утвержден перечень улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Орловского муниципального округа Орловской области, в состав которого включена, в том числе автомобильная дорога "д. Образцово, Хозяйственный тупик" протяженностью 272 метра с грунтовым покрытием, идентификационный номер 54 247 825 001 ОП МО 0-167.
Постановлением администрации Орловского муниципального округа Орловской области от 29 декабря 2022 года N 4099 (далее - постановление от 29 декабря 2022 года N 4099) в названный Перечень внесены изменения, согласно которым наименование указанной автомобильной дороги изложено в следующей редакции "д. Образцово. Тупик Северный".
Данные нормативные правовые акты обнародованы путем размещения на официальном сайте Орловского муниципального округа Орловской области.
Спорная автомобильная дорога "д. Образцово. Тупик Северный" проходит по принадлежащим ему земельным участкам с кадастровыми номерами N
Данные земельные участки у него не изымались, размещение автомобильной дороги на данных земельных участках с ним не согласовывалось. Размещение автомобильной дороги на принадлежащих ему земельных участках ограничивает его правомочия собственника данных объектов недвижимости.
Решением Орловского районного суда Орловской области от 17 января 2024 года, оставленным без изменения судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 11 апреля 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 июня 2024 года, Гражданкин В.А. просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований не имеется.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (части 9, 10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
Из статьи 41 Устава Орловского муниципального округа Орловской области следует, что к полномочиям администрации данного муниципального образования относится, в том числе организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 55 Устава Орловского муниципального округа Орловской области по вопросам местного значения администрацией округа издаются постановления, подписываемые Главой округа.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гражданкин В.А. на основании договора купли-продажи от 18 сентября 2019 года N 7 приобрел у общества с ограниченной ответственностью "Е-Консалтинг" земельный участок с кадастровым номером 57:10:0030801:6204, который впоследствии был разделен на множество самостоятельных земельных участков, в том числе с образованием принадлежащих до настоящего времени административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами N
Также установлено, что на основании постановления Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 2 ноября 2011 года N 332 в связи с завершением работ по подготовке проектов планировки территории жилой застройки микрорайонов "Усадьба Образцово" Северное и "Усадьба Образцово" Южное д. Образцово Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области на основании статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и заключения о результатах публичных слушаний администрация Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области утвердила Проект планировки территории жилой застройки микрорайонов "Усадьба Образцово" Северное и "Усадьба Образцово" Южное.
Официальное опубликование муниципального правового акта осуществлено в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, в газете "Наша жизнь".
Постановлением Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 25 января 2012 года N 23 утвержден Проект межевания территории жилой застройки микрорайонов "Усадьба Образцово" Северное и "Усадьба Образцово" Южное д. Образцово Орловского района Орловской области.
Официальное опубликование данного муниципального правового акта осуществлено в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, в газете "Наша жизнь".
В состав материалов проекта планировки территории и проекта межевания территории входит графическая часть, в том числе Схема зонирования микрорайона "Усадьба Образцово" Южное, Схема организации улично-дорожной сети и движения, согласно которым спорная дорога, внесенная в перечень автомобильных дорог, утвержденный постановлением администрации Орловского муниципального округа Орловской области от 17 марта 2022 года N 603, имеется на местности.
Разрешая административный спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, исходил из того, что постановление от 17 марта 2022 года N 603 в оспариваемой части принято в соответствии с утвержденными в этом муниципальном образовании проектом планировки территории и проектом межевания территории, не противоречит актам большей юридической силы.
Также, суд принял во внимание, что право собственности административного истца на спорные земельные участки возникло после утверждения органом местного самоуправления данной документации по планировке территории, о чем административный истец не мог не знать.
При установленных по делу обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов.
Кассационная жалоба каких-либо доводов, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, не содержит, сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки районного и областного судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств по делу и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 17 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гражданкина В.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.