Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного бюджетного учреждения здравоохранения "Фатежская центральная районная больница имени "Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, Святого Луки" на решение Фатежского районного суда Курской области от 5 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 5 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Фатежского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному бюджетному учреждению здравоохранения "Фатежская центральная районная больница имени "Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, Святого Луки" о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Фатежского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит обязать бюджетное учреждение здравоохранения "Фатежская центральная районная больница имени "Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, Святого Луки" (далее также - ОБУЗ "Фатежская ЦРБ") в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, находящихся на территории "адрес", на территории которых отсутствуют аптечные организации, а именно расположенных по адресам: д "адрес"-б, "адрес".
Свои требования административный истец обосновывает тем, что в ходе проведенной прокуратурой Фатежского района Курской области проверки были выявлены нарушения законодательства о здравоохранении. В структуре ОБУЗ "Фатежская ЦРБ" имеет 12 фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных на территории Фатежского района Курской области.
В соответствии с лицензией ОБУЗ "Фатежская ЦРБ" имеет право на осуществление фармацевтической деятельности, включая отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения. Однако имеющимися в структуре ОБУЗ "Фатежская ЦРБ" 12 фельдшерско-акушерскими пунктами, расположенными в населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации, предусмотренная лицензией деятельность не осуществляется, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
Решением Фатежского районного суда Курской области от 5 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 5 марта 2024 года, административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, ОБУЗ "Фатежская ЦРБ" обратилось в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 3 июня 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов ввиду их незаконности и необоснованности.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены своевременно и в надлежащей форме. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Согласно статей 4 и 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, помимо прочего, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу пункта 5 статьи 19 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 69 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Из статьи 79 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации следует, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 52 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (ч. 1 ст. 55 указанного закона).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, которое устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к Положению.
Согласно пункту 11 Приложения N 15 к Положению одной из основных задач ФАПа является реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в структуру ОБУЗ "Фатежская ЦРБ" входят фельдшерско-акушерские пункты, расположенные по адресам: д "адрес"
На территории указанных населенных пунктов отсутствуют аптечные организации.
ОБУЗ "Фатежская ЦРБ" имеет лицензию Л042-01147-46/00285520, выданную Министерством здравоохранения Курской области 26 августа 2019 года бессрочно и действующей на сегодняшний день.
В соответствии с лицензией Л042-01147-46/00285520 ОБУЗ "Фатежская ЦРБ имеет право на осуществление фармацевтической деятельности в 12 фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных на территории Фатежского района Курской области, в том числе на отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно Уставу ОБУЗ "Фатежская ЦРБ" создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов исполнительной власти Курской области в сфере здравоохранения.
Целями деятельности учреждения, при этом, являются своевременное, полное и качественное оказание высококвалифицированной помощи населению.
Для достижения уставных целей учреждение осуществляет, в том числе фармацевтическую деятельность, осуществляемую в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, в том числе в фельдшерско-акушерских пунктах, входящих в его структуру.
Согласно Выписке к названной лицензии местом осуществления указанного лицензируемого вида деятельности являются, в том числе фельдшерско-акушерские пункты, расположенные по адресам: д. "адрес"
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Курского областного суда, исходил из того, что оспариваемое бездействие административного ответчика не соответствуют требованиям закона, нарушает права неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не находит оснований к отмене либо изменению судебных актов.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов об удовлетворении административного иска, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии ее автора с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на их переоценку, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены либо изменения судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фатежского районного суда Курской области от 5 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 5 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу областного бюджетного учреждения здравоохранения "Фатежская центральная районная больница имени "Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, Святого Луки" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.