Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области, федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области" на решение Серпуховского городского суда Московской области от 4 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Варина Н.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области, федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области", федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 50 Федеральной службы исполнения наказаний" о присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области, федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области" Литвиновой М.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Варин Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее также - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области (далее также - УФСИН России по Московской области), федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области (далее также - ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области), федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 50 Федеральной службы исполнения наказаний", в котором просил признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области, выражавшееся в нарушениях условий его содержания, взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 250 000 рублей.
Свои требования Варин Н.Н. обосновывает тем, что в период с 26 августа 2022 года по 23 апреля 2023 года он содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области в камерах под N70, N57. Содержание было в тесных и переполненных камерах, находился в антисанитарных условиях, с присутствием грибка, плесени и отсутствием вентиляции, с практически непригодным для использования санузлом, постельное белье и матрац выдавались в грязном и порванном состоянии. Состояние бани также находилось в антисанитарных условиях, с наличием плесени и грибка. По прибытии 26 августа 2022 года в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области истец не был принят медицинским работником учреждения, несмотря на жалобы на состояние здоровья, острые боли в ноге. Врачом хирургом истец был принят только спустя три месяца, в течение которых Варину Н.Н. приходилось испытывать боли в нижних конечностях. Административный истец полагает, что указанные нарушения сотрудников учреждения причинили ему нравственные страдания и унизили его человеческое достоинство.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 4 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27 марта 2024 года, признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области, выразившиеся в нарушение условий содержания Варина Н.Н. в период с 26 августа 2022 года по 23 апреля 2023 года. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Варина Н.Н. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области в размере 20 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 4 июня 2024 года через суд первой инстанции и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 19 июня 2024 года, ФСИН России, УФСИН России по Московской области, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области, не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, просят об их отмене ввиду незаконности и необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 названного Кодекса, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Варин Н.Н. 26 августа 2022 года поступил в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области, 24 апреля 2023 года убыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Липецкой области.
В период с 26 августа 2022 года по 6 октября 2022 года Варин Н.Н. 42 дня содержался в камере N 70 площадью 21 кв.м, с 12 спальными местами, в которой содержалось от 8 до 13 человек. При площади камеры 21 кв.м. в ней подлежало размещение не более 5 человек.
В период с 7 октября 2022 года по 15 декабря 2022 года, с 26 декабря 2022 года по 18 января 2023 года, 20 января 2023 года, с 24 января 2023 года по 14 февраля 2023 года, с 16 февраля 2023 года по 13 марта 2023 года, с 16 марта 2023 года по 24 апреля 2023 года Варин Н.Н. 182 дня содержался в камере N 57 площадью 20, 4 кв.м, с 10 спальными местами, в камере N 57 содержалось от 6 до 12 человек. При площади камеры 20, 4 кв.м. в ней подлежало размещение не более 5 человек.
Удовлетворяя административные исковые требования в части, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что что факт незаконного бездействия при обеспечении условий содержания Варина Н.Н. в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области нашел свое подтверждение в предоставленных в материалы дела доказательствах, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания в учреждении, подлежащей присуждению в пользу Варина Н.Н, судебные инстанции приняли во внимание фактические обстоятельства допущенных нарушений.
Указанные выводы нижестоящих судов судебная коллегия находит состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Оснований считать, что определенный судебными инстанциями размер компенсации является не соответствующим характеру и продолжительности нарушения условий содержания Ванина Н.Н, не имеется. Размер присужденной компенсации определен с учетом конкретных обстоятельств по настоящему административному делу, характера и степени причиненных административному истцу нравственных страданий, степени разумности, справедливости и достаточности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о частичном удовлетворении административного иска Варина Н.Н. основанными на требованиях действующего законодательства и обстоятельствах дела.
Указанные выводы судебных инстанций судебная коллегия находит состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права.
Довод кассационной жалобы о том, что наличие в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области перелимита содержания спецконтингента не является основанием для отказа в приеме подозреваемых или обвиняемых, не влечет отмену судебных актов, поскольку судами установлен факт несоответствия размера жилой площади санитарным нормам, что само по себе в рассматриваемом случае предоставляет административному истцу право на получение денежной компенсации, присуждение которой не обусловлено указанными обстоятельствами.
Позиция административного ответчика, отраженная в кассационной жалобе, основана на иной оценке доказательств, сводится к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных постановлений, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 4 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области, федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.