Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой К.А, судей Шамшутдиновой Г.К, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аносовой Татьяны Николаевны на решение Вачского районного суда Нижегородской области от 9 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 6 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Аносовой Татьяны Николаевны к Совету депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области, комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, администрации Вачского муниципального округа Нижегородской области, главе администрации Вачского муниципального округа Нижегородской области Лисину Сергею Викторовичу об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения Аносовой Т.Н, ее представителя Аверьянова А.Е, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Аносова Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о возложении на администрацию Вачского муниципального округа Нижегородской области (далее также - администрация) обязанности в установленном порядке направить представления (ходатайства) в комиссию по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, (далее также - комиссия по назначению пенсии) о перерасчете пенсии за выслугу лет; возложении обязанности на Совет депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области (далее также - Совет депутатов) вынести на рассмотрение вопрос об установлении индекса увеличения муниципальной пенсии для лиц, замещавших должности муниципальной службы в Вачском муниципальном округе Нижегородской области и принять решение; возложении обязанности на комиссию по назначению пенсии установить соответствие ранее замещаемых должностей в органах местного самоуправления должностям, предусмотренным перечнем должностей муниципальной службы Вачского муниципального округа Нижегородской области и Реестром должностей муниципальной службы в Нижегородской области; признании незаконным бездействия главы администрации по вопросу координации деятельности комиссии по назначению пенсии; возложении обязанности на главу администрации представить на рассмотрение Совета депутатов проект, предусматривающий расходы на индексацию пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Вачском муниципальном округе Нижегородской области, покрываемые за счет бюджета Вачского муниципального округа Нижегородской области; созвать заседание Совета депутатов, довести до сведения Совета депутатов время и место их проведения, а также включить в проект повестки дня вопрос с установлением индекса увеличения муниципальной пенсии для лиц, замещавших должности муниципальной службы в Вачском муниципальном округе Нижегородской области.
В обоснование заявленных требований указано, что Аносова Т.Н. является пенсионером муниципальной службы со стажем работы более 35 лет, осуществляла трудовую деятельность в должности "данные изъяты". Указом губернатора Нижегородской области от 29 апреля 2022 года N 77 установлены повышение денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и должностных окладов муниципальных служащих, при этом конкретные размеры должностных окладов подлежали установлению муниципальными правовыми актами исходя из возможностей бюджетов соответствующих муниципальных образований. 20 декабря 2022 года Совет депутатов принял решение об установлении размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в Вачском муниципальном округе Нижегородской области, размера должностных окладов и окладов за классный чин лиц, замещающих должности муниципальной службы Вачского муниципального округа Нижегородской области. Вместе с тем в нарушение пункта 10 Положения о пенсии за выслугу лет, утвержденного решением Земского собрания Вачского муниципального района Нижегородской области от 24 октября 2013 года N 63, пенсия за выслугу лет не была проиндексирована.
Решением Вачского районного суда Нижегородской области от 9 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 6 марта 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 31 мая 2024 года через суд первой инстанции, Аносова Т.Н. просит судебные акты отменить. Повторяя ранее приводимые в нижестоящих судах доводы, указывает на допущенное судами неправильное применение норм материального и процессуального права, неверное установление фактических обстоятельств по делу, ненадлежащее исследование и оценку доказательств.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Аносова Т.Н. осуществляла трудовую деятельность в должности "данные изъяты", с 31 июля 2007 года является получателем страховой пенсии по старости, с 1 января 2014 года - пенсии за выслугу лет как лицо, замещавшее должности муниципальной службы в органе местного самоуправления.
Указом губернатора Нижегородской области от 29 апреля 2022 года N 77 установлены размеры денежного вознаграждения глав муниципальных образований и председателей представительных органов, а также максимальные и минимальные размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих иные муниципальные должности, должностных окладов муниципальных служащих Нижегородской области.
Пунктом 2 указа губернатора Нижегородской области от 29 апреля 2022 года N 77 предусмотрено, что конкретные размеры должностных окладов лицам, замещающим муниципальные должности Нижегородской области и должности муниципальной службы Нижегородской области, устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительными органами муниципальных образований Нижегородской области, исходя из возможностей бюджетов соответствующих муниципальных образований Нижегородской области.
Решением Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области от 20 декабря 2022 года N 76 установлены размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в Вачском муниципальном округе Нижегородской области, размеры должностных окладов и окладов за классный чин лиц, замещающих должности муниципальной службы Вачского муниципального округа Нижегородской области.
20 декабря 2022 года на основании решения Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области N 75 утвержден Перечень должностей муниципальной службы Вачского муниципального округа Нижегородской области.
24 мая 2023 года состоялось очередное заседание Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области, на котором депутаты единогласно проголосовали против принятия проекта решения "Об установлении индексов повышения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы" (протокол N 6).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в Перечне должностей муниципальной службы Вачского муниципального округа Нижегородской области, утвержденном решением Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области от 20 декабря 2022 года N 75, предусмотрены главные должности муниципальной службы (группа 4), к которым относится должность "данные изъяты", что соответствует должности, которую занимала административный истец, оснований для возложения на комиссию по назначению пенсии обязанности установить соответствие ранее замещаемых Аносовой Т.Н. должностей должностям муниципальной службы Вачского муниципального округа Нижегородской области, приведенным в указанном перечне, не имеется.
Кроме того, суды пришли к выводу, что поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе изменить правила исчисления размера пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы. Со стороны главы Вачского муниципального округа Нижегородской области незаконного бездействия по вопросу координации деятельности комиссии по назначению пенсии не допущено. Административные исковые требования Аносовой Т.Н. направлены на организацию деятельности органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих, удовлетворением которых защита и восстановление нарушенного права административного истца достигнуты быть не могут.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Правовой статус лиц, замещающих должности муниципальной службы, установлен Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ, согласно которому муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24).
Статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлен порядок индексации пенсий в зависимости от категории их получателей, абзацем вторым которой предусмотрено, что пенсии федеральных государственных гражданских служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Из пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что определение условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления; в таком случае расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Нижегородской области, определяет Закон Нижегородской области от 24 июня 2003 года N 48-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области, и иных доплатах к пенсии" (далее - Закон Нижегородской области).
В соответствии со статьей 12 Закона Нижегородская области N 48-З пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении денежного содержания, денежного вознаграждения при централизованном повышении денежного содержания, денежного вознаграждения по ранее занимаемой или аналогичной должности на индекс его увеличения по правилам, установленным настоящим Законом для первоначального назначения пенсии за выслугу лет.
Согласно пункту 10 ранее действующего Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Вачском муниципальном округе Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Вачского муниципального района Нижегородской области от 24 октября 2013 года N 63, пенсия за выслугу лет индексируется при централизованном повышении денежного содержания, денежного вознаграждения лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органе местного самоуправления, по ранее занимаемой или аналогичной должности на индекс его увеличения по правилам, установленным настоящим положением для первоначального назначения пенсии за выслугу лет.
Пунктом 10.1 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Вачском муниципальном округе Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области от 24 мая 2023 года N 81, предусмотрен аналогичный порядок индексации.
Решением Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области от 24 мая 2023 года N 81 также утвержден Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Вачском муниципальном округе Нижегородской области (далее - Порядок от 24 мая 2023 года N 81).
На основании пункта 6 раздела III Порядка от 24 мая 2023 года N 81 индексация пенсии за выслугу лет производится при централизованном повышении денежного содержания лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Нижегородской области, путем перерасчета размера пенсии за выслугу лет из денежного содержания, увеличенного на индекс роста должностного оклада (денежного вознаграждения) по ранее занимаемой или аналогичной должности, по правилам первоначального назначения пенсии за выслугу лет.
Индексация пенсии за выслугу лет производится уполномоченным структурным подразделением администрации Вачского муниципального округа Нижегородской области в автоматизированном режиме, без подачи личного заявления получателем пенсии за выслугу лет, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла индексация (пункт 7 раздела III Порядка от 24 мая 2023 года N 81).
В силу части 2 статьи 27 Закона Нижегородской области от 3 августа 2007 года N 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области N 99-З) для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в муниципальном образовании создается комиссия.
Состав, порядок деятельности комиссии, условия назначения пенсии за выслугу лет, порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, размер пенсии за выслугу лет, порядок и сроки назначения, выплаты, перерасчета, индексации и возобновления выплаты пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования аналогично правилам назначения пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Нижегородской области, установленным Законом Нижегородской области N 48-З.
Анализ вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства свидетельствует о том, что право на индексацию пенсии за выслугу лет и порядок такой индексации относится к гарантиям муниципальных служащих.
В случае централизованного увеличения денежного содержания, денежного вознаграждения по ранее занимаемой или аналогичной должности муниципальной службы установленный в Вачском муниципальном округе Нижегородской области порядок индексации пенсии за выслугу лет не предусматривает принятие дополнительного решения Советом депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области, индексация производится в автоматизированном режиме без подачи заявления получателем пенсии за выслугу лет.
Следовательно, неосуществление административными ответчиками действий, заявленных в рамках настоящего административного спора, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности произвести в соответствии с действующим законодательством индексацию пенсии за выслугу лет при централизованном повышении денежного содержания, денежного вознаграждения по ранее занимаемой или аналогичной должности.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Принимая во внимание предмет административного искового заявления Аносовой Т.Н, судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций об отсутствии оснований для его удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в нижестоящих судах, они являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вачского районного суда Нижегородской области от 9 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 6 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аносовой Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.