Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Солтыс Е.Е, судей Лемякиной В.М, Балашова А.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области о понуждении к устранению нарушений санитарно - гигиенических, противоэпидемиологических норм
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, Федеральной службы исполнения наказания на решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 января 2024 года
заслушав доклад судьи Лемякиной В.М, выслушав представителя ответчиков - Пиндюрину О.В, поддержавшую доводы жалобы, представителя истца - прокурора Жаднова С.В, возражавшего против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" (далее по тексту - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области (далее по тексту - УФСИН России по Воронежской области), в котором просил обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения обеспечить устранение неисправностей в системе водопровода, канализации, освещения в помывочных помещениях общежитий N N, N N транзитно-пересыльного пункта, банно-прачечного комбината, столовой для осужденных, камерах N N ШИЗО, NN N, N ЕПКТ. При недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области, возложить обязанность на УФСИН России по Воронежской области обеспечить необходимое финансирование.
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 21 июня 2023 года исковые требования удовлетворены, суд возложил на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области обязанность обеспечить устранение неисправностей в системе водопровода, канализации, освещения в помывочных помещениях общежитий N N, N N транзитно-пересыльного пункта, банно-прачечного комбината, столовой для осужденных, камерах N N ШИЗО, NN N, N ЕПКТ. При недостаточности средств в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области суд возложил обязанность устранить вышеуказанные нарушения на Федеральную службу исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России) и УФСИН России по Воронежской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 января 2024 года решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 21 июня 2023 г. отменено в части требований о взыскании денежных средств с ФСИН России, УФСИН России по Воронежской области. Исковые требования Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично. Судом постановлено: Обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" обеспечить устранение неисправностей в системе водопровода, канализации, освещения в помывочных помещениях общежитий N N, N N транзитно-пересыльного пункта, банно-прачечного комбината, столовой для осужденных, камерах N N ШИЗО, NN N, N ЕПКТ. В удовлетворении остальной части требований прокурору отказано.
В кассационной жалобе автор жалобы просит об отмене решения суда и апелляционного определения, ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, актами Общего (весеннего) осмотра зданий (сооружений) ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области от 24 апреля 2023 года, 26 апреля 2023 года, 25 апреля 2023 года, актами общего (осеннего) осмотра зданий (сооружений) ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области от 3 октября 2022 года, 4 октября 2022 года, 5 октября 2022 года были выявлены следующие нарушения: в общежитии N N в помывочной (умывальной комнате) из 21 крана 16 находятся в нерабочем состоянии, гидрозатворы на 5 чашах "Генуя" из-за трещин имеют течь; в общежитии N N также из 21 крана 16 находятся в нерабочем состоянии, 4 чаши "Генуя" имеют течь; в помещениях транзитно-пересылочного пункта в камерах N N неисправны смесители воды на 16 раковинах, сифоны имеют течь, в камерах из-за коррозии 20 метров трубы требуют замены; в помывочном отделении банно-прачечного комбината из 12 кранов 10 неисправны, гидрозатвор на чаше "Генуя" имеет течь; в душевой столовой для осужденных из 2 приборов оба находятся в неисправном состоянии, гидрозатвор системы канализации имеет трещины, протекания; в камере ШИЗО N N, камерах NN N, N ЕПКТ неисправны краны и сифоны на трёх раковинах.
Кроме того, в указанных помещениях здания, за исключением помещений ШИЗО, ПКТ и транзитно-пересылочного пункта, на светильниках отсутствуют закрытые плафоны (рассеиватели).
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области 10 апреля 2023 года составлена справка о том, что текущий и капитальный ремонт в части касающейся сантехнического, водопроводного оборудования и освещения зданий и сооружений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области не производился в связи с отсутствием финансирования.
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области в адрес УФСИН России по Воронежской области 05 июня 2023 года, 18 января 2023 года, 24 января 2022 года направлялись письма с предложением о рассмотрении вопроса о выделении ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области материалов для ремонта системы канализации и водоснабжения.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", Свода правил "Здания и сооружения правила эксплуатации. Основные положения", утвержденных приказом Минстроя и жилищно-коммунального хозяйства России от 24.08.2016 N 590пр, СП 2.2.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг", статей 161, 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом исследованных доказательств, установив наличие нарушение санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации помешенный ФКУ ИК-9 УФСИН по Воронежской области, пришел к выводу о возложении на ФКУ ИК-9 УФСИН по Воронежской области обязанности обеспечить устранение выявленных неисправностей, поскольку оно является учреждением с массовым переменным пребыванием граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, выполняющих служебные задачи, находящихся на территории учреждения в связи с выполнением договорных обязательств. Состав и количество указанных лиц постоянно меняются, в связи с чем, ФКУ ИК-9 нарушено право неопределенного круга лиц на обеспечение безопасных условий для проживания и пребывания человека. При этом судом первой инстанции указано возложение соответствующей обязанности на ФСИН России и УФСИН России по Воронежской области по обеспечению финансирования ФКУ ИК-9 УФСИН по Воронежской области при недостаточности у последнего денежных средств для исполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции, установив, что выводы суда о привлечении ФСИН России и УФСИН России по Воронежской области к субсидиарной ответственности основаны на неверном применении норм материального и процессуального права, решение с указанно части отменил.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 74, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, учитывая, что в установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, пришел к выводу, что заявленные Воронежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требования к УФСИН по Воронежской области удовлетворению не подлежат, поскольку понуждение УФСИН России по Воронежской области организовать финансовое обеспечение расходов на устранение выявленных нарушений является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа, являющегося применительно к положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем (получателем) бюджетных ассигнований главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России.
Оснований для удовлетворения заявленных требований к ФСИН России также не установлено, поскольку понуждение в субсидиарном порядке ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Суд кассационной инстанции, проверяя законность судебных постановлений в пределах доводов жалобы, соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о необоснованном возложении на ФКУ ИК-9 УФСИН по Воронежской области обязанности по устранению выявленных нарушении в отсутствие необходимого финансирования несостоятельны к отмене судебных постановлений, поскольку основаны на неверном применении норм материального права. Данные доводы являлись предметом обсуждения судов и обоснованно отклонены. Кроме того, как пояснила в ходе судебного заседания представитель ответчика, решение суда на настоящее время исполнено, выявленные нарушения санитарных норм и правил устранены.
Нарушений норм материального и процессуального права, вопреки доводам жалобы, влекущих отмену судебных постановлений, допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 21 июня 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, Федеральной службы исполнения наказания - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.