Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 декабря 2006 г. N Ф04-7921/2006(28818-А81-19)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Тарасовскнефтегазстрой" (далее - ОАО "Тарасовскнефтегазстрой") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление) о признании недействительным постановления от 27.03.2006 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 28.07.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Тарасовскнефтегазстрой", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебный акт первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель управления, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель территориального межрайонного отдела N 1 территориального управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ямало-Ненецкому автономному округу Н. от 27.03.2006 ОАО "Тарасовскнефтегазстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении порядка приобретения прав на земельные участки.
Считая постановление незаконным, ОАО "Тарасовскнефтегазстрой" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о его отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли те сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями административного законодательства.
Однако выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Тарасовскнефтегазстрой" по договору купли-продажи от 10.12.2001 приобрело имущественный комплекс, ранее принадлежавший ОАО "Ноябрьскжилстрой", в том числе объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, и регистрировало право собственности на этот комплекс, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 89 РХ N 682475 от 26.02.2002.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 252 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Между тем из содержания постановления главного государственного инспектора по использованию и охране земель территориального межрайонного отдела N 1 управления Н. от 27.03.2006 не усматривается за неисполнение какой из предусмотренных действующим законодательством обязанностей ОАО "Тарасовскнефтегазстрой" привлечено к административной ответственности.
Также судом первой инстанции не принято во внимание, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку полное и всестороннее исследование наличия законных оснований для привлечения ОАО "Тарасовскнефтегазстрой" к административной ответственности имеет существенное значение для правильного разрешения данного спора, кассационная инстанция считает необходимым отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.07.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3200/06 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. N Ф04-7921/2006(28818-А81-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании