Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Попова В.В. и Князькова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солнечногорского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Солнечногорск Московской области об обязании завершения капитального ремонта здания, приведении в соответствии с действующим законодательством
по кассационной жалобе администрации городского округа Солнечногорск Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Попова В.В, выслушав объяснения прокурора Четвертого кассационного отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Солнечногорский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области (далее - Администрация) об обязании завершения капитального ремонта здания, приведении в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований указано, что городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования, использования государственной и муниципальной собственности, осуществления закупок в части исполнения обязательств по контракту N-К от 18 сентября 2018 г, в ходе которого было установлено, что в оперативное управление МБДОУ "Детский сад N 57" в 2016 г..было передано здание по адресу: "адрес". В целях реализации полномочий по организации органами местного самоуправления предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, надлежащего содержания детей в муниципальных образовательных организациях был заключен муниципальный контракт N-К на проведение капитального ремонта здания МБДОУ "Детский сад N 57" с подрядной организацией ООО "Костаз", в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по проведению капительного ремонта здания в срок до 1 декабря 2018 г..с оплатой работ в соответствии с утвержденным графиком в общем размере 41 179 579, 5 руб. Согласно решению МБДОУ "Детский сад N 57" от 30 января 2020 г..в связи с нарушением сроков исполнения обязательств подрядчиком указанный муниципальный контракт был расторгнут в одностороннем порядке. Вместе с тем, в период с 30 января 2020 г..Администрацией и МБДОУ "Детский сад N 57" не предпринимается мер по завершению капитального ремонта указанного здания. Администрация, имея в распоряжении денежные средства в размере 9 840 543, 2 руб, не предпринимает действия, направленные на завершение капитального ремонта здания МБДОУ "Детский сад N 57". Таким образом, на дату проведения проверки помещение, предназначенное для размещения на постоянной основе детского дошкольного образовательного учреждения, находится в непригодном состоянии, что влечет за собой возникновение социальной напряженности в обществе и ухудшает эффективность использования муниципального имущества.
Между тем на территории городского округа Солнечногорск Московской области имеется необходимость в обеспечении мест в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку очередь в дошкольные учреждения составляет 3 213 детей. По фактам выявленных нарушений, а также в целях принятия действенных мер по завершению капитального ремонта в дошкольном образовательном учреждении 6 октября 2022 г..городской прокуратурой главе Администрации было внесено представление, однако по результатам рассмотрения акта реагирования мер к устранению нарушений до настоящего времени не принято.
Прокурор, уточнив исковые требовании в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил: обязать Администрацию принять меры к завершению капитального ремонта здания МБДОУ "Детский сад N 57" и привести его в пригодное для проведение обучения состояние в соответствии с действующим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: установить ограждение периметра здания с установкой въездных распашных ворот и калиткой; установить и согласовать "безопасный регион"; завершить работы по запуску вентиляции в помещениях здания, в том числе, пищеблоке; оборудовать здание пандусом и отдельным санузлом для маломобильных групп населения; завершить работы по устройству входных групп здания; закончить работы по установке потолочных светильников и расключению электрощитов; установить контуры заземления вокруг здания; завершить работы по благоустройству (дорожки, асфальтное покрытие); выполнить частичный ремонт кровли здания "горизонтальной оклеечной кровлей"; восстановить отделку помещений, керамической плитки стен и санузлов; выполнить пусконаладочные работы (отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция); доустановить недостающие двери в количестве 16 штук; оборудовать помещение серверной.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 9 августа 2023 г. исковые требования были удовлетворены частично: Администрация обязана принять меры к завершению капитального ремонта здания МБДОУ "Детский сад N 57" и привести его в пригодное для проведение обучения состояние в соответствии с действующим законодательством в срок до 31 декабря 2024 г, а именно: установить ограждение периметра здания с установкой въездных распашных ворот и калиткой; установить и согласовать "безопасный регион"; завершить работы по запуску вентиляции в помещениях здания, в том числе, пищеблоке; оборудовать здание пандусом и отдельным санузлом для маломобильных групп населения; завершить работы по устройству входных групп здания; закончить работы по установке потолочных светильников и расключению электрощитов; установить контуры заземления вокруг здания; завершить работы по благоустройству (дорожки, асфальтное покрытие); выполнить частичный ремонт кровли здания "горизонтальной оклеечной кровлей"; восстановить отделку помещений, керамической плитки стен и санузлов; выполнить пусконаладочные работы (отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция); доустановить недостающие двери в количестве 16 штук; оборудовать помещение серверной.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 января 2024 г. указанное решение суда первой инстанции было изменено в части срока завершения капитального ремонта, который установлен до 1 сентября 2024 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит данное апелляционное определение отменить как незаконное, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены не были.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной Солнечногорской городской прокуратурой Московской области проверки соблюдения требований законодательства в сфере образования, использования государственной и муниципальной собственности, осуществления закупок в части исполнения обязательств по контракту N-К от 18 сентября 2018 г. было установлено, что в оперативное управление МБДОУ "Детский сад N 57" в 2016 г. было передано здание, расположенное по адресу: "адрес"
В целях реализации полномочий по организации органами местного самоуправления предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, надлежащего содержания детей в муниципальных образовательных организациях МБДОУ "Детский сад N 57" был заключен муниципальный контракт N-К на проведение капитального ремонта здания МБДОУ "Детский сад N 57" с подрядной организацией ООО "Костаз", в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по проведению капительного ремонта здания в срок до 1 декабря 2018 г. с оплатой работ в соответствии с утвержденным графиком в общем размере 41 179 579, 5 руб.
Согласно решению МБДОУ "Детский сад N 57" от 30 января 2020 г. в связи с нарушением сроков исполнения обязательств подрядчиком указанный муниципальный контракт был расторгнут в одностороннем порядке.
Вместе с тем, в период с 30 января 2020 г. Администрацией и МБДОУ "Детский сад N 57" не предпринимается мер по завершению капитального ремонта указанного здания.
Согласно Положению об управлении образования администрации городского округа Солнечногорск Московской области (далее - Управление), утвержденному решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск от 13 мая 2019г. N 46/3, Управление от имени Администрации в соответствии с муниципальными правовыми актами непосредственно осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений (за исключением функций и полномочий собственника имущества, закреплённого за муниципальными образовательными учреждениями).
В силу пункта 1.10 указанного Положения финансовое обеспечение деятельности Управления и подведомственных муниципальных учреждений осуществляется за счет средств местного бюджета, а отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Солнечногорск Московской области, - за счет предоставляемых бюджету городского округа Солнечногорск Московской области субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 8.9 Устава МБДОУ "Детский сад N 57", утвержденного и.о. начальника управления образования городского округа Солнечногорск 29 августа 2019 г, контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, осуществляется собственником имущества.
По результатам прокурорской проверки установлено, что со стороны подрядчика выполнены и оплачены заказчиком работы на общую сумму 31 339 036, 3 руб, что подтверждается актами по форме КС-2 и справками по форме КС-3, подписанными сторонами и скрепленными печатями организаций, при этом денежные средства в размере 9 840 543, 2 руб. не заявлялись.
Таким образом, Администрация, имея в распоряжении денежные средства в размере 9 840 543, 2 руб, не предпринимает действия, направленные на завершение капитального ремонта здания МБДОУ "Детский сад N 57".
В соответствии с результатами прокурорской проверки установлено, что для завершения работ и введения в эксплуатацию здания МБДОУ "Детский сад N 57" необходимо провести следующие работы: установить ограждение периметра здания с установкой въездных распашных ворот и калиткой; установить и согласовать "безопасный регион"; необходимо завершить работы по запуску вентиляции помещениях здания в том числе пищеблоке; оборудовать здание пандусом и отдельным санузлом для маломобильных групп населения; завершить работы по устройству входных групп здания; закончить работы по установке потолочных светильников и разключению электрощитов; установить контуры заземления вокруг здания; завершить работы по благоустройству (дорожки, асфальтное покрытие); выполнить частичный ремонт кровли здания "горизонтальной оклеечной кровлей"; восстановить отделку помещений, керамической плитки стен и санузлов; выполнить пусконаладочные работы (отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция); доустановить недостающие двери 16 шт.; оборудовать помещение серверной.
Разрешая спор и удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 125, 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г..N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", исходил из того, что на дату прокурорской проверки здание, предназначенное для размещения на постоянной основе детского дошкольного образовательного учреждения, находилось в непригодном состоянии, в то время, как на территории городского округа имеется необходимость в обеспечении мест в дошкольных образовательных учреждениях для несовершеннолетних лиц, и очередь в дошкольные учреждения составляет 3 213 детей. Суд учел, что в связи с длительным бездействием Администрации по завершению капитального строительства указанного здания необходимо проведение дополнительных работ, не предусмотренных ранее подготовленным и утвержденным техническим заданием, при этом завершение капитального ремонта и введение в эксплуатацию данного здания является обязанностью Администрации, однако по результатам вынесенного прокуратурой представления об устранении допущенных нарушений мер к устранению нарушений до настоящего времени ответчиком не принято, что нарушает права граждан, гарантированные статьей 43 Конституции Российской Федерации.
Суд принял во внимание объем выявленных нарушений, необходимость подготовки проектно-сметной документации и ремонтно-строительных работ и установилсрок для устранения нарушений до 31 декабря 2024 г, поскольку указанный прокурором срок не отвечает требованиям разумности, так как Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в своей деятельности обязана соблюдать требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г..N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также процедуры, установленные данным законом.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в части срока устранения нарушений, исходил из того, что с решением суда первой инстанции Администрация в части необходимости устранения нарушений согласилась, при этом доказательств существования препятствий либо невозможности проведения капитального ремонта при наличии уже выделенных бюджетных денежных средств на проведение ремонтных работ ответчиком не представлено, в то же время, спорный объект является социально значимым объектом для детей дошкольного возраста и их родителей, проживающих на территории муниципального округа, в связи с чем разумным сроком для устранения нарушений будет срок до 1 сентября 2024 г.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, принимая во внимание социальную значимость спорного объекта для населения муниципального образования при наличии значительной очереди в дошкольные учреждения.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, юридически значимые для разрешения заявленного спора обстоятельства судом апелляционной инстанции определены, представленным в материалы дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка в совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда относительно установленных обстоятельств подробно мотивированы со ссылками на нормы права, подлежащие применению при рассмотрении настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, допущено не было.
Несогласие с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Солнечногорск Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.