Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 ноября 2006 г. N Ф04-6520/2006(27176-А03-16)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Алтайэнерго" в лице филиала "Энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании 12 500 руб. компенсации по предоставлению льгот по оплате электрической энергии в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", предоставленных в 2004 году.
Определением от 02.02.2006 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц: администрацию Алтайского края, администрацию Курьинского района Алтайского края, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Курьинского района, комитет по социальной защите населения администрации Курьинского района Алтайского края.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил исковые требования и просил взыскать 101 789 руб. 85 коп. компенсации расходов по предоставленным льготам.
Решением, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу истца 65 974 руб. 45 коп. недополученных (выпадающих) доходов в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах". В остальной части иска отказано.
Суд мотивировал решение тем, что недостаточность средств в бюджете Алтайского края для возмещения расходов истца не может являться основанием для освобождения от исполнения обязательств по компенсации этих расходов. Признал неправомерным включение истцом в сумму заявленных к взысканию убытков суммы налога на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе Комитет по финансам просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, расходы на предоставление льгот учтены в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотаций и нормативов отчислений от регулирующих доходов, а потому данные расходы возмещаются за счет средств местных бюджетов. Казной Алтайского края обязательства по финансированию льгот исполнены в полном объеме в порядке, установленном законодательством. Дальнейшее распределение денежных средств по статьям расходов и между получателями бюджетных средств относится к компетенции органов местного самоуправления. Истец не представил первичные документы, подтверждающие, что лица, имеющие право на льготы, воспользовались предоставленными им льготами по оплате электроэнергии; судом необоснованно принят в качестве доказательства размера задолженности акт сверки; истцом не были представлены доказательства, подтверждающие размер нормы потребления электроэнергии, установленной на 2004 год.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая правильными выводы суда обо всех обстоятельствах дела.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно по материалам дела и установлено судом, истец, отпуская в 2004 году электроэнергию гражданам, имеющим льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", предоставлял им 50-процентную скидку.
Поскольку услуги, оказанные истцом, из бюджета не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании не возмещенных расходов в сумме 101 789 руб. 85 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно указал, что убытки причинены истцу в результате ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах".
В соответствии с пп. 2 части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах", расходы по реализации льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе услуг по электроэнергии, должны возмещаться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 указанной статьи, порядок возмещения данных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду с часть 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах"
Материальные потери, понесенные ОАО "Алтайэнерго" в результате предоставления на основании вышеназванного закона льгот по оплате электроэнергии ветеранам, имеющим право на льготы по оплате коммунальных услуг, подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъектаРоссийской Федерации.
Арбитражный суд Алтайского края, удовлетворяя требование истца за счет казны Алтайского края в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона "О ветеранах".
Факт предоставления истцом льгот ветеранам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в 2004 году в размере 65 974 руб. 45 коп., подтвержден материалами дела.
Суд пришел к обоснованному выводу о неисполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.
Право требования возмещения понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства (субъекта) возможно путем его исполнения.
На истца, как на коммерческую организацию, не может быть возложено бремя расходов по реализации Федерального закона "О ветеранах", устанавливающего льготы для ветеранов.
Поскольку Алтайский край не исполнил надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Алтайского края.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1062/06-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2006 г. N Ф04-6520/2006(27176-А03-16)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании