Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 ноября 2006 г. N Ф04-6748/2006(28444-А03-11)
(извлечение)
Открытое акционерное общество энергетики и электификации "Алтайэнерго", в лице филиала "Энергосбыт" (далее - ОАО "Алтайэнерго"), обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании 133 998,50 руб. задолженности по компенсации предоставленных льгот на основании Федерального закона "О ветеранах" за 2004 год.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены администрация Алтайского края, администрация Калманского района, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Калманского района, Комитет по социальной защите населения Администрации Калманского района.
Решением суда первой инстанции от 17.01.2006, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.06.2006, исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Комитета по финансам , налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны Алтайского края 133 998,50 руб. убытков.
В кассационной жалобе Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции от 17.01.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.06.2006 отменить как принятые с нарушением норм материального и норм процессуального права и принять новое решение - об отказе в иске.
Заявитель указывает, что в бюджет края входят бюджеты районов, городов.
Закон Алтайского края о краевом бюджете на 2004 определяет, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, установленных Федеральным законом "О ветеранах", учтены в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотации. Следовательно, указанные расходы возмещаются за счет средств местных бюджетов. Заявитель считает, что в процессе рассмотрения дела им было доказано исполнение обязательства перед истцом по финансированию льгот.
Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, не является объектом налогообложения. Ссылается на то, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают требований истца.
Отзывом на кассационную жалобу истец просит в ее удовлетворении отказать.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из обстоятельств дела, ОАО "Алтайэнерго" производило отпуск электрической энергии в 2004 году гражданам Калманского района, имеющим на основании статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" льготы по оплате услуг.
Факт предоставления льгот и объем оказанных услуг в этом периоде времени подтверждены материалами дела. Предъявляя требование о компенсации льгот, истец ссылается на недостаточное финансирование.
Давая правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд пришел к правомерному выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению за счет казны субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы по реализации льгот по оплате коммунальных услуг, в тот числе по электроэнергии, должны возмещаться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 упомянутой нормы порядок возмещения расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, причем расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах бюджетов и имеют целевое назначение.
Статьей 28 Закона Алтайской края "О краевом бюджете на 2004 год" определен порядок по оплате коммунальных услуг по Федеральному закону "О ветеранах" и указано, что данные расходы учитываются в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотаций нормативов отчислений от регулирующих доходов.
Возражая против предъявленных требований, ответчик не подтвердил, что в спорном периоде времени расходы истца на предоставление льгот компенсированы в полном объеме. При этом отсутствие установленного порядка возмещения расходов, не является основанием для отклонения заявленных истцом требований.
Принимая судебные акты по делу, суд исходил из положений Федерального закона "О ветеранах", Гражданского кодекса Российской Федерации, применил пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996, согласно которым в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или управомоченного органа.
Принимая по делу судебные акты, суд первой и апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, в частности положения Федерального закона "О ветеранах", статью 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчиком документально не подтверждено, что недофинансирование произошло вследствие недостаточности выделенных средств из федерального бюджета.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-0 о том, что сохраняющийся в течение длительного времени пробел в законодательстве об урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не должен являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Алтайского края на основании названных правовых норм правомерно возместил хозяйствующему субъекту за счет казны Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края некомпенсированные в установленном законом порядке расходы.
У кассационной инстанции отсутствуют основания считать эти выводы арбитражного суда неправильными, поскольку названные истцом обстоятельства и расчеты подтверждены надлежащими доказательствами, подписанными и проверенными Комитетом по соцзащите населения актами сверки и реестрами льготников. Поэтому основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение суда первой инстанции от 17.01.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.06.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20236/05-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 ноября 2006 г. N Ф04-6748/2006(28444-А03-11)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании