Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Михайловой О.П, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мансуровой Ларисы Закярьевны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Мордовия
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 19 марта 2024 года, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Михайловой О.П,
УСТАНОВИЛА:
Мансурова Л.З. обратилась в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской по Республике Мордовия Федерации (далее - ОСФР по Республике Мордовия) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Ленинского районного г. Саранска Республики Мордовия от 04 декабря 2023 г. в удовлетворении исковых требований Мансуровой Л.З. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 17 января 2024 г. решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований Мансуровой Л.З.
В кассационной жалобе ОСФР по Республике Мордовия просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 19 марта 2024 г, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25 мая 2023 г. Мансурова Л.З. обратилась к ОСФР по Республике Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ОСФР по Республике Мордовия N84409/23 Мансуровой Л.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ, поскольку не выработан необходимый специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда.
В специальный стаж не включен период работы с 01 октября 1997г. по 31 декабря 2007г. в качестве санитарки централизованного стерилизационного отделения ГКУЗ РМ "Республиканский противотуберкулезный диспансер", поскольку не подтверждается выполнение работ по непосредственному обслуживанию больных при постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Указаны условия назначения пенсии, имеющиеся у заявителя: достижение возраста 54 года; наличие страхового стажа 35 лет 11 месяцев 10 дней; наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 47, 060.
Также указаны условия назначения пенсии, отсутствующие у заявителя: наличие специального стажа работы не менее 05 лет 00 месяцев 00 дней.
Мансурова Л.З. 01 октября 1997 г. на основании приказа N35?2 от 01 октября 1997г. принята на работу в Республиканский противотуберкулезный диспансер санитаркой централизованного стерилизационного отделения (ЦСО), где и работает по настоящее время (т.1, л.д.11).
В наблюдательном деле страхователя содержатся документы, подтверждающие льготный стаж:
список льготных профессий и должностей организации Республиканский противотуберкулезный диспансер по состоянию на 01 июня 1998 г, содержащий позицию N5: должность, профессия санитарка, характеристика условий, выполняемой работы: постоянно занятые в туберкулезных и инфекционных учреждениях и кабинетах; работы, связанные с тяжелыми условиями труда, код льготы 3П12Б;
список производств, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам N1 и N2 на 01 января 1999 г. и лист, содержащий позицию N168: Мансурова Лар.Закяр.;
поименный список работников за период 0 кв.-2000 г, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N1 и N2 и "малым" спискам или за выслугу лет в соответствии со списками, утвержденными Правительством Российской Федерации и лист, содержащий позицию N182: Мансурова Лариса Зякярьевна;
поименный список работников за период 0 кв.-2001 г, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N1 и N2 и "малым" спискам или за выслугу лет в соответствии со списками, утвержденными Правительством Российской Федерации и лист, содержащий позицию N177: Мансурова Лариса Зякярьевна;
поименный список работников за период 0 кв. -2003 г, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N1 и N2 и "малым" спискам или за выслугу лет в соответствии со списками, утвержденными Правительством Российской Федерации и лист, содержащий позицию N188: Мансурова Лариса Зякярьевна;
поименный список работников за период 0 кв.-2004 г, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам N1 и N2 и "малым" за выслугу лет в соответствии со списками, утвержденными Правительством Российской Федерации и лист, содержащий позицию N182: Мансурова Лариса Зякярьевна;
поименный список работников за период 0 кв.-2005 г, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам N1 и N2 и "малым" за выслугу лет в соответствии со списками, утвержденными Правительством Российской Федерации и лист, содержащий позицию N188: Мансурова Лариса Зякярьевна (т.1, л.д. 171, 172-175, 176-178, 179-181, 182-183, 184-185а, 186-188).
Согласно Положению о централизованном стерилизационном отделении, утвержденном главным врачом ГКУЗ Республики Мордовия "РПТД" 01 ноября 2019 г, централизованное стерилизационное отделение создается с целью предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения. В централизованном стерилизационном отделении в числе прочего выполняют следующие виды работ: проведение производственных операций технологического процесса по предстерилизационной обработке и стерилизации медицинских изделий; проведение вторичной обработки инструментария дизинфекционно-моечными средствами, мойки изделий на автоматических установках с соблюдением необходимых температурных режимов и экспозиции; подсушивание изделий медицинского назначения; упаковка изделий медицинского назначения для последующей стерилизации; стерилизация изделий медицинского назначения в сухожаровых шкафах и автоклавах при соответствующих режимах.
Согласно должностной инструкции санитарки ЦСО ГКУЗ Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер", утвержденной главным врачом ГКУЗ Республики Мордовия "РПТД" 01 ноября 2019 г, на санитарку в числе прочих возлагаются обязанности осуществлять предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения, приготавливать дезинфицирующие растворы согласно действующим инструкциям, дезинфекция оборудования, инвентаря и медицинских изделий.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы, от 14 июня 2023 г. N19, за период с 01 октября 1997 г. по настоящее время Мансурова Л.З. работала постоянно полный рабочий день на 1, 0 ставку, непосредственно обслуживала туберкулезных больных.
Профессия санитарки относится к Cписку N2 раздела XXIV, позиция 2260000А в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения: средний и младший персонал в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N10 от 26 января 1991 г. Право на досрочную страховую пенсию за периоды 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2003, 2004, 2005, 2006 гг. предусмотрено в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В дальнейшем данная справка работодателем отозвана со ссылкой на акт от 10 сентября 2007 г. N10 документальной проверки достоверности и обоснованности представления перечней рабочих мест, профессий и должностей работников.
Согласно акту от 10 сентября 2007 г. N10 документальной проверки достоверности и обоснованности представления перечней рабочих мест, профессий и должностей работников, которым установлена досрочная пенсия в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173 ФЗ "О трудовых пениях в Российской Федерации" в представленных к проверке функциональных обязанностях не усматривается выполнение работ по непосредственному обслуживанию больных при постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), в том числе санитарка централизованного стерилизационного отделения.
Организации рекомендовано провести аттестацию рабочих мест по условиям труда на основании статьи 212 Трудового кодекса.
По состоянию на 01 июля 2023 г. в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного липа имелась информация о продолжительности периодов работы Мансуровой Л.З, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, 8 лет 3 мес. 0 дней. После проведенной пенсионным органом проверки, ответчиком направлены корректирующие сведения об отсутствии льготного стажа.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из акта документальной проверки от 10 сентября 2007 года достоверности и обоснованности предоставления перечня рабочих мест, профессий и должностей работников, которым установлена досрочная пенсия, которым не установлено выполнение работ по непосредственному обслуживанию больных не менее 80% рабочего времени санитаркой стерилизационного отделения, а также исходя из факта отзыва работодателем справки, уточняющей особый характер работы от 14 июня 2023 года, изначально им выданной, Положения о централизованном стерилизационном отделении, должностной инструкции санитарки ЦСО ГКУЗ Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что имеющимися в материалах дела доказательствами не подтвержден факт выполнения истцом работы в должностях, предусмотренных Списком N2 от 1991 г, в течение полного рабочего дня в непосредственном контакте с пациентами, болеющими туберкулезом.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что с момента трудоустройства истца и до 2007 г. работодатель подтверждал льготный характер работы, что следует из Списков производств, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам N1 и N2 Республиканского противотуберкулезного диспансера и поименных списков за спорный период с указанием должности и фамилии Мансуровой Л.З, а также выданной работнику справки, уточняющей характер работы, пришел к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Мансуровой Л.З. исковых требований.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что акт документальной проверки и факт отзыва льготной справки имел место по истечении спорных периодов работы истца (июль 2023 года), окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты. В рассматриваемом случае действия работодателя позволяли Мансуровой Л.З. разумно и добросовестно пребывать в уверенности позиции работодателя на предмет отнесения спорного периода к льготному трудовому стажу, дающему в последующем право на досрочное пенсионное обеспечение.
Учитывая включение Мансуровой Л.З. судом апелляционной инстанции спорного периода с 01 октября 1997 г. по 31 декабря 2007 г. в качестве санитарки централизованного стерилизационного отделения ГКУЗ РМ "Республиканский противотуберкулезный диспансер" специальный стаж истца в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" на дату подачи заявления в пенсионный орган 25 мая 2023 г. составил необходимые 5 лет, при этом принимая во внимание достижение истцом возраста 54 лет, право на досрочную страховую пенсию возникло у Мансуровой Л.З. с 25 мая 2023 г. (с даты подачи заявления).
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
При рассмотрении дела суд обоснованно руководствовался положениями ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Письмом Минздрава РФ от 23.08.1993 N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"), подлежащими применению, в судебном акте приведены результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании которых сделан правильный вывод о том, что с момента трудоустройства истца и до 2007 года работодатель подтвердил факт льготной работы истца в спорные периоды, а, следовательно, подтвердил право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях"; должность, занимаемая истцом, предусмотрена Списком N 2 раздела XXIV, позиция 2260000.
Довод кассационной жалобы об отсутствии кода льготы в индивидуальных сведениях и оплаты дополнительного тарифа не могут являться основанием для отмены судебного акта, поскольку в спорные периоды работы работодатель подтверждал право истца на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N2. В соответствии со статьей 33.2 Федерального закона N167-ФЗ от 15.12.2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата дополнительного тарифа предусмотрена за периоды работы с 01.01.2013г, в то время как спорные период работы имели место до 01.01.2013г.
Судом апелляционной инстанции обоснованно учтено наличие льготной уточняющей справки о полной занятости истца на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих непосредственное обслуживание Мансуровой Л.З. туберкулезных больных, являются несостоятельными и противоречащими установленным судом обстоятельствам и противоречат выводам суда о том, что Мансурова Л.З. в спорный период работы занимала должность младшего медицинского персонала, занималась санитарно-гигиенической обработкой инструментария, данный вид деятельности младшего медицинского персонала относится к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, предусмотрен в Указаниях Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Иные доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда, содержат собственную оценку ответчиком указанных обстоятельств, в связи с чем повлечь отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не могут. Иных доводов, которые не являлись предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела не допущено.
Поскольку судом материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.