Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 декабря 2006 г. N Ф04-7999/2006(28813-А45-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская шинная компания" (далее - ООО "Новосибирская шинная компания") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области) о признании незаконным и отмене постановления N 38 от 19.04.2006 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 18.07.2006. в удовлетворении заявления ООО "Новосибирская шинная компания" отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2006 судебный акт первой инстанции отменен, принято новое решение о признании незаконным и отмене, оспариваемого ООО "Новосибирская шинная компания" ненормативного акта УФАС по Новосибирской области. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В кассационной жалобе УФАС по Новосибирской области просит отменить постановление апелляционной инстанции от 25.09.2006 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 18.07.2006.
УФАС по Новосибирской области считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил обратную силу Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемых правоотношениях необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", который действовал на момент совершения ООО "Новосибирская шинная компания" административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, УФАС по Новосибирской области по результатам проверки законодательства о рекламе вынесено постановление N 38 от 19.04.2006 о привлечении ООО "Новосибирская шинная компания" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Основание для назначения административного наказания послужил вывод административного органа о нарушении ООО "Новосибирская шинная компания" пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", устанавливающего обязанность рекламодателя указывать срок действия как рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферту, если в рекламе сообщается хотя бы одно из существующих условий, так и рекламы, выступающей в качестве публичной оферты.
Не согласившись с указанным постановлением УФАС по Новосибирской области, ООО "Новосибирская шинная компания" обратилась в арбитражный суд с заявление об его отмене и признании незаконным.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что ООО "Новосибирская шинная компания" в газете "Левобережный Навигатор" N 31 (341) от 02.09.2005 на стр. 18 размещена реклама: "Автомагазин на Бердском ... Шины К.17,5 - 4 180 руб., К19,5 - 4 580 руб., К.22,5 - 7 130 руб.", без указания срока действия данного предложения товаров к продаже.
Поскольку названная реклама является публичной офертой, в которой не указан срок ее действия, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Новосибирская шинная компания" правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за распространение ненадлежащей рекламы и отказал в удовлетворении заявления ООО "Новосибирская шинная компания" о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления УФАС по Новосибирской области.
Отменяя судебный акт первой инстанции и прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд апелляционной руководствовался частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей применение обратной силы закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, и распространяющееся на лицо, совершившее административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Из статьи 11 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", вступившего в законную силу с 01.07.2006, следует, что если в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.
Принимая во внимание, что названным законом устранена обязанность рекламодателя указывать срок действия рекламы, выступающей в качестве публичной оферты, суд апелляционной инстанции правомерно прекратил производство по делу об административном правонарушении, а также отменил и признал незаконным постановление УФ АС по Новосибирской области N 38 от 19.04.2006 о привлечении ООО "Новосибирская шинная компания" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 25.09.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11329/06-31/254 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд федерального округа подтвердил правильность выводов апелляционной инстанции, которая, отменяя решение суда первой инстанции, признала незаконным привлечение общества к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ).
Отмечено, что, действительно, ранее в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1995 "О рекламе" была установлена обязанность рекламодателя указывать срок действия как рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферту, если в рекламе сообщается хотя бы одно из существующих условий, так и рекламы, выступающей в качестве публичной оферты. Вместе с тем из ст. 11 Федерального закона от 13.03.2006 "О рекламе", вступившего в законную силу с 01.07.2006, следует, что если в соответствии с ГК РФ реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок. Таким образом, новым Законом устранена обязанность рекламодателя указывать срок действия рекламы, выступающей в качестве публичной оферты. А поскольку в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ установлена обратная сила закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, следовательно, суд апелляционной инстанции обоснованно прекратил производство по делу о соответствующем административном правонарушении.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. N Ф04-7999/2006(28813-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании