N88-22289/2024
N2-1/2024
г. Саратов 19 июля 2024 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Поволоцкой И.А, рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая Роща" к Черемисину Николаю Михайловичу, Черемисиной Татьяне Алексеевне, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1, о взыскании задолженности за коммунальную услугу "обращение с твердыми коммунальными отходами", по кассационной жалобе Черемисина Николая Михайловича, Черемисиной Татьяны Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1, на решение мирового судьи судебного участка Покровского района Орловской области от 25 января 2024 года, апелляционное определение Покровского районного суда Орловской области от 11 апреля 2024 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (далее - ООО "УК "Зеленая роща") обратилось в суд с иском, измененным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Черемисину Николаю Михайловичу, Черемисиной Татьяне Алексеевне, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1, о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование иска указало, что ответчики зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", при этом не исполняют обязательства по оплате оказываемых истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем образовалась задолженность.
Просило взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 декабря 2020 года по 30 июня 2023 года в размере 8 999 рублей 26 коп, неустойку за период с 11 июля 2023 года по 12 января 2024 года в размере 965 рублей 69 коп, и далее с 13 января 2024 года по день фактической оплаты задолженности в размере 1/130 ключевой ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый день просрочки, расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка Покровского района Орловской области от 25 января 2024 года исковые требования удовлетворены полностью.
Апелляционным определением Покровского районного суда Орловской области от 11 апреля 2024 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Черемисин Н.М, Черемисина Т.А, действующая в своих интересах и в интересах ФИО1, оспаривают законность и обоснованность судебных постановлений, принятых по делу, просят их отменить, ссылаясь на отсутствие заключенного между сторонами договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также фактического оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с тем, что места накопления ТКО находятся на удаленном расстоянии от дома ответчиков.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.20211 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области. Расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, в индивидуальном жилом доме, расположенном на территории сельского поселения, не являющегося административным центром муниципального района, является 1 проживающий.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) указанных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании соглашения от 24 августа 2018 года N 222-Д/18, заключенного с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, ООО "УК "Зеленая роща" с 01 января 2019 года осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Орловской области.
Информация об этом, а также предложение о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора размещены на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет", а также в печатном издании "Орловская правда" N 145(26691) от 28 декабря 2018 года.
В жилом доме по адресу: "адрес" зарегистрированы и проживают с 11 марта 1983 года Черемисин Н.М, с 17 мая 1990 года Черемисина Т.А, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1
При этом ФИО1 является инвалидом с детства, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ он признан недееспособным, опекуном назначена его мать Черемисина Т.А.
Указанный жилой дом был предоставлен для проживания матери Черемисина Н.М. - Черемисиной М.Н, которая ДД.ММ.ГГГГ снята с учета по указанному адресу в связи со смертью.
Ответчики проживают в спорном доме, при этом в установленный срок с заявкой и соответствующими документами на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО к региональному оператору не обращались, в связи с чем договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с ними на условиях типового договора, для оплаты услуг на имя Черемисина Н.М. открыт лицевой счет N.
Однако обязательства по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО они надлежащим образом не исполняют, в связи с чем за период с 1 декабря 2020 года по 30 июня 2023 года образовалась задолженность в размере 8 999 рублей 26 коп.
Расчет задолженности ответчиками не оспаривался.
С учетом изложенного, руководствуясь приведенными нормами права, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об обязанности ответчиков вносить плату за услуги по обращению с ТКО, в связи с чем об удовлетворении исковых требований и взыскании с них в солидарном порядке задолженности в указанном размере, а также неустойки за несвоевременную оплату.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе об отсутствии фактически оказываемых истцом услуг в связи с отдаленностью расположения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов от дома ответчиков, несостоятельны, поскольку несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что оператор не оказывает услугу по обращению в твердыми коммунальными отходами. Кроме того, в обязанности регионального оператора не входит создание и содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
Иных доводов, свидетельствующих о неправильном применении или нарушении судом норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка Покровского района Орловской области от 25 января 2024 года, апелляционное определение Покровского районного суда Орловской области от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Черемисина Николая Михайловича, Черемисиной Татьяны Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1, - без удовлетворения.
Судья: подпись.
Верно
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.А. Поволоцкая
19.07.2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.