Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Акчуриной Г.Ж, судей Швецовой Н.А, Фирсовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Высоколова Н. А. к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-Строй", Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства"
на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 25 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Швецовой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Высоколов Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 26 декабря 2022 года около 12 часов 00 минут на окружной автодороге в "адрес" произошло ДТП. Он, управляя принадлежащим ему транспортным средством марки КИА Серато, государственный регистрационный номер "данные изъяты", совершил наезд на выбоину в дорожном покрытии размерами: ширина - 5 м, длина - 1, 5 м, глубина - 0, 07 м. Своевременно обнаружить указанное препятствие и принять меры к остановке автомобиля он возможности не имел. Согласно заключению эксперта ООО "Правовой консультационный центр "ИСТИНА" стоимость восстановительного ремонта автомобиля марки КИА Серато без учета износа составляет 144365, 26 руб. 11 февраля 2023 года в адрес ФКУ "Приволжуправтодор" направлена претензия, которая получена ответчиком 15 февраля 2023 года, однако, до настоящего времени в его адрес ответа не поступило, материальный ущерб не возмещен. Просил суд взыскать с ответчиков солидарно ущерб в размере 144365, 26 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4087, 31 руб, расходы на проведение оценки размера ущерба в размере 5000 руб, расходы на диагностику ходовой при проведении экспертизы в размере 500 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 руб, почтовые расходы в размере 214 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 25 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 марта 2024 года, иск удовлетворен частично. С ФКУ "Поволжуправтодор" в пользу истца взысканы ущерб в размере 144365, 26 руб, расходы на оплату экспертного исследования в размере 5000 руб, расходы на диагностику ходовой при проведении экспертизы в размере 500 руб, почтовые расходы в размере 214 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4087, 31 руб. В удовлетворении иска к ООО "Лидер-Строй" отказано.
В кассационной жалобе ФКУ "Поволжуправтодор" ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Высоколову Н.А. на праве собственности принадлежит автомобиль марки КИА Серато, государственный регистрационный номер "данные изъяты".
26 декабря 2022 года в 12 часов 00 минут Высоколов Н.А, управляя автомобилем марки КИА Серато, следуя по окружной автодороге "адрес" наехал на препятствие - дорожную выбоину, в результате чего его автомобиль получил повреждения.
Причиной ДТП явилась выбоина на проезжей части размерами: ширина - 5 м, длина - 1, 5 м, глубина, - 0, 07 м.
Нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации в действиях водителя Высоколова Н.А. не установлено, что подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 26 декабря 2022 года.
Согласно выводам эксперта ООО "Правовой консультационный центр "Истина" от 12 января 2023 года стоимость восстановительного ремонта транспортного средства марки КИА Серато без учета износа составляет 144365, 26 руб.
11 февраля 2023 года в адрес ФКУ "Приволжуправтодор" истцом направлена претензия, которая получена ответчиком 15 февраля 2023 года, однако, до настоящего времени в адрес истца никакого ответа не поступило, материальный ущерб не возмещен.
В соответствии с пунктом 12 Устава, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24 августа 2015 года N 801, ФКУ "Поволжуправтодор" является учреждением, подведомственным Федеральному дорожному агентству (Росавтодор), предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Согласно пункту 3.1 Устава целями деятельности ФКУ "Поволжуправтодор" являются, в том числе, реализация на территории Российской Федерации государственной дорожной политики, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности.
В силу пункта 3.2 Устава предметом деятельности ФКУ "Поволжуправтодор" является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ФКУ "Поволжуправтодор" на праве оперативного управления.
Для достижения целей и реализации предмета деятельности ФКУ "Поволжуправтодор" исполняет функции государственного заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления; организует размещение государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение указанных работ; заключение государственных контрактов с победителями конкурса; проведение комплекса мероприятий по изъятию, в том числе путем выкупа и закреплению, резервированию земельных участков для государственных нужд и в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения; заключение договоров с собственниками земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества о выкупе таких земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; осуществление контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам (пункт 3.3 Устава).
Исполняя функции государственного заказчика на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения ФКУ "Поволжуправтодор" заключило с ООО "Лидер-Строй" государственный контракт от 11 апреля 2018 года N 1/9-18, согласно которому ФКУ "Поволжуправтодор" (заказчик) поручило, а ООО "Лидер-Строй" (подрядчик) приняло на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км. 159 + 675 - км. 220 + 900, протяженностью 69, 6 км. Начало выполнения работ с 01 июля 2018 года, окончание 30 июня 2023 года включительно.
Факт несоответствия выбоины на окружной автодороге "адрес" требованиям ГОСТ Р 50597-2017 ответчиками не оспаривался. Доказательств наличия на месте ДТП соответствующих дорожных знаков и ограждения не представлено.
Письмом от 23 декабря 2022 года в соответствии с условиями заключенного контракта ООО "Лидер-Строй" уведомило ФКУ "Поволжуправтодор" о наличии неблагоприятной ситуации по образованию ямочности на дорожном покрытии, в том числе аварийной (выбоины, просадки достигающие в глубину более 5 см).
Ввиду того, что учтенный государственным контрактом объем работ в рамках сложившейся непредвиденной ситуации явно не соответствует потребностям и не обеспечивает возможность поддерживать транспортно-эксплуатационные характеристики дороги в соответствии с требованиями технических регламентов, ООО "Лидер-Строй" в письме от 23 декабря 2022 года просило ФКУ "Поволжуправтодор" в виду острой ситуации в кратчайшие сроки провести комиссионное обследование автомобильной дороги в целях определения устранения последствий погодных условий для приведения ее в нормативное и безаварийное состояние. Однако, ФКУ "Поволжуправтодор" не ответило на письмо ответчика.
Гарантийным паспортом на законченную ремонтом федеральную автомобильную дорогу М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 159+675 - км 220+900, Рязанская область, выданным ФКУ "Поволжуправтодор" установлено, что ООО "Лидер-Строй" принимает на себя обязательства устранять дефекты, возникшие в течение гарантийных сроков. Подрядчик несет имущественную ответственность за качество и объем выполненных работ, сроки, оговоренные государственным контрактом и гарантийным паспортом.
Кроме того, 20 апреля 2018 года ФКУ "Поволжуправтодор" заключило государственный контракт N 2/20-18 от 20 апреля 2018 года с ООО "МОСТСЕРВИС 62" (подрядчик).
Согласно указанному государственному контракту подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильной дороге М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 159+675 - км 419+000 в Рязанской области (далее - объект).
Сроки выполнения работ по содержанию объекта с 01 июля 2018 года, окончание - 30 июня 2023 года включительно.
Суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пришел к выводу о том, что ответственность за вред, причиненный автомобилю истца в результате ДТП, произошедшего в связи с повреждением дорожного покрытия, лежит на ФКУ "Поволжуправтодор", предметом деятельности которого является организация выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, закрепленных за ним на праве оперативного управления, а заключение ФКУ "Поволжуправтодор" государственных контрактов с ООО "Лидер-Строй" и ООО "МОСТСЕРВИС 62" само по себе не свидетельствует о переходе к ООО "Лидер-Строй" и ООО "МОСТСЕРВИС 62" всех обязанностей по содержанию автомобильной дороги, возложенных действующим законодательством на специализированное государственное учреждение, созданное в целях исполнения функций по содержанию автомобильных дорог в нормативном состоянии, и не освобождает такое учреждение, осуществляющее права оперативного управления в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения от ответственности перед ее пользователем за неисполнение обязанности по осуществлению необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения к подрядчику мер ответственности, поскольку согласно общим положениям главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик может нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств по договору подряда лишь непосредственно перед заказчиком.
Судом первой инстанции с ФКУ "Поволжуправтодор" в пользу истца взысканы ущерб в размере 144365, 26 руб, расходы на оплату экспертного исследования в размере 5000 руб, расходы на диагностику ходовой при проведении экспертизы в размере 500 руб, почтовые расходы в размере 214 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4087, 31 руб. В удовлетворении иска к ООО "Лидер-Строй" отказано.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы заявителя о том, что ФКУ "Поволжуправтодор" не является надлежащим ответчиком по делу были предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены со ссылками на то, что заключение между ФКУ "Поволжуправтодор" и ООО "Лидер-Строй", ООО "МОСТСЕРВИС 62" государственных контрактов, в соответствии с которыми исполнители несут имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий, само по себе не свидетельствует о переходе к указанным подрядным организациям всех обязанностей по содержанию автомобильной дороги, возложенных действующим законодательством на специализированное государственное учреждение, созданное в целях исполнения функций по содержанию автомобильных дорог в соответствующем состоянии, и не освобождает такое учреждение, осуществляющее права оперативного управления в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения от ответственности перед ее пользователем за неисполнение обязанности по осуществлению необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями взятых на себя обязательств.
Суды в соответствии с требованиями статей 12, 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильно определили обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам в их совокупности.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и в дополнительной мотивировке не нуждаются, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Само по себе несогласие автора кассационной жалобы с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами, иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 25 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.