Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Солтыс Е.Е, судей Балашова А.Н, Лемякиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества "Страховая компания "Астро-Волга" к Колотюк В.В. о взыскании страхового возмещения в порядке регресса
по кассационной жалобе акционерного общества "Страховая компания "Астро-Волга" на решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 1 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Балашова А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "СК "Астро-Волга" обратилось в суд с иском к Колотюк В.В, просило взыскать сумму возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) в порядке регресса в размере 272 900 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 929 руб, в обоснование иска указав, что 10 февраля 2022 г. произошло ДТП по вине водителя Колотюк В.В, управлявшего транспортным средством "AF AF 47820B", государственный регистрационный знак N, в результате которого причинены механические повреждения транспортному средству "А21R22/Next", государственный регистрационный знак N, под управлением ФИО6 Собственник автомобиля "A21R22/Next", государственный регистрационный знак N обратился в "данные изъяты" с заявлением о прямом возмещении убытков, где ему было выплачено страховое возмещение в размере 325 807 руб. 16 коп. "данные изъяты" обратилось к АО "СК "Астро-Волга" с требованием о возмещении убытков и последним в пользу "данные изъяты" была перечислена сумма страхового возмещения в размере 272 900 руб. На момент совершения ДТП 10 февраля 2022 г. при проверке автомобиля "AF AF 47820B", государственный регистрационный знак N, было установлено, что срок диагностической карты автомобиля истек 18 июня 2021 г, а последующий технический осмотр был проведен только 4 июля 2022 г. Поскольку Колотюк В.В. своевременно не получил диагностическую карту на транспортное средство, сумма выплаченного страхового возмещения в размере 272 900 руб. подлежит взысканию с ответчика в порядке регресса в соответствии с п.п. "и" п.1 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 1 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 марта 2024 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные постановления, как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20 декабря 2021 г. между АО "СК "Астро-Волга" и Колотюк В.В. заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства "AF AF 47820B", государственный регистрационный знак N, о чем выдан электронный полис, сроком действия с 22 декабря 2021 г. по 21 декабря 2022 г.
10 февраля 2022 г. произошло ДТП с участием автомобилей "AF AF 47820B", государственный регистрационный знак N, под управлением собственника Колотюк В.В, транспортного средства "Luidor 3009Z7", государственный регистрационный знак N, принадлежащего АО "Сбербанк Лизинг", находящегося во владении ФИО7 и под управлением ФИО8, транспортного средства "Luidor 3009Z7", государственный регистрационный знак N, принадлежащего "данные изъяты" находящегося во владении ФИО7 и под управлением ФИО9, и принадлежащего ФИО10 автомобиля "Kio Rio", государственный регистрационный знак N.
Виновным в ДТП признан Колотюк В.В, который, в нарушение п. 9.10 ПДД РФ, не выбрал безопасную дистанцию, допустил столкновение с движущимся в попутном направлении автомобилем "Luidor 3009Z7", государственный регистрационный знак N, после чего допустил наезд на стоящий автомобиль "Luidor 3009Z7", государственный регистрационный знак N, который по инерции от удара допустил наезд на стоящий автомобиль "Kio Rio", государственный регистрационный знак N, совершив таким образом административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ.
29 марта 2022 г. ФИО11 обратился в "данные изъяты" с заявлением о прямом возмещении ущерба поврежденному автомобилю "Luidor 3009Z7", государственный регистрационный знак N, по договору страхования транспортного средства, являющегося предметом лизинга от 20 августа 2020 г. путем выдачи направления на ремонт СТОА.
27 апреля 2022 г. "данные изъяты", удовлетворив заявление ФИО11, выдало направление на ремонт автомобиля "Luidor 3009Z7", государственный регистрационный знак N, на СТОА "данные изъяты".
Осуществив восстановительные работы по ремонту автомобиля "Luidor 3009Z7", государственный регистрационный знак N, "данные изъяты" направило в "данные изъяты" счет на оплату от 16 декабря 2022 г. на сумму 352807 руб. 16 коп. в соответствии с заказ-нарядом от 16 декабря 2022 г.
27 декабря 2022 г. "данные изъяты" оплатило "данные изъяты" стоимость восстановительного ремонта автомобиля на сумму 325807 руб. 16 коп.
По инициативе АО "СК "Астро-Волга" 24 января 2023 г. экспертом "данные изъяты" подготовлено экспертное заключение, согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля "Luidor 3009Z7", государственный регистрационный знак N, составила 272 900 руб. с учетом износа.
1 марта 2023 г. АО "СК "Астро-Волга" выплатило "данные изъяты" 272 900 руб.
Согласно сведениям сервера ЕАИСТО ГИБДД на момент ДТП срок действия диагностической карты автомобиля "AFAF47820B", государственный регистрационный знак N истек.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 422, 931, 1064, 1079, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", исходил из того, что на момент ДТП отсутствовала совокупность факторов, указанных в п.п. "и" п.1 ст.14 Закона об ОСАГО, дающих основания для возникновения права на предъявление требований в порядке регресса к ответчику.
Нарушений норм материального и процессуального права по доводам кассационной жалобы не допущено.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.
Указанная норма устанавливает условие перехода права требования - истечение срока действия диагностической карты только в отношении следующих транспортных средств: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов. Данные транспортные средства объединяют повышенные требования к их безопасности, поскольку их эксплуатация связана не с личной целью, а с осуществлением перевозки пассажиров или опасных грузов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций обосновано исходили из того, что спорный автомобиль, принадлежащий Колотюк В.В. и находящийся под его управлением в момент ДТП, согласно свидетельству о регистрации транспортного средства и по своим техническим характеристикам, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", относится к категории "С", то есть к автомобилям, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3 тонн 500 кг. Сведений о переоборудовании указанного транспортного средства ответчика для перевозки пассажиров и наличии у него более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, суду стороной ответчика не представлено.
Договор ОСАГО, заключенный 20 декабря 2021 г. между АО "СК "Астро-Волга" и Колотюк В.В. не предусматривал использование спорного автомобиля в качестве легкового такси, для перевозки опасных и легковоспламеняющихся грузов или перевозки пассажиров регулярно или по заказам.
Доказательств нарушения Колотюк В.В. условий договора страхования гражданской ответственности стороной ответчика не предоставлено, равно как и сведений о совершении ДТП в результате неисправности транспортного средства. Как усматривается из административного материала, ДТП совершено в связи с нарушением ответчиком правил дорожного движения, а не в связи с неисправностью автомобиля.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что на момент совершения ДТП спорный автомобиль "AF AF 47820B" не являлся легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя) или специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, следовательно, правовые основания для взыскания страхового возмещения в пользу истца в порядке регресса отсутствовали.
В целом доводы жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, которым дана оценка в их совокупности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 1 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Страховая компания "Астро-Волга" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.