Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Акчуриной Г.Ж, судей Ерохиной И.В, Смородиновой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Валуйского районного суда Белгородской области от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Ерохиной И.В, выслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" ФИО4, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Жаднова С.В, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белгородский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "РЖД", в котором просил обязать ОАО "РЖД" в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения на пассажирских железнодорожных платформах остановочного пункта "15 км", расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", и оборудовать тактильным обозначением для пассажиров с недостатками зрения границу опасной зоны вдоль краев платформы со стороны железнодорожных путей.
Решением Валуйского районного суда Белгородской области от 13 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 27 февраля 2024 года, исковые требования удовлетворены, а также взыскана с ОАО "РЖД" государственная пошлина в доход бюджета Валуйского городского округа в сумме 300 руб.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, полагая, что они вынесены при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению кассатора, судами не учтены критерии исполнимости решения и введенные санкции. Указывает на то, что ответчик принимает необходимые меры для обеспечения доступности пассажиров с ограниченными физическими возможностями и маломобильных пассажиров.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не допущены при рассмотрении дела.
Как установлено судом, в результате проверки соблюдения требований законодательства о защите потребителей, а также в сфере обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и иных маломобильных пассажиров на пассажирских платформах по направлениям: Белгород-Наумовка, Валуйки-Алексеевка, Валуйки-Старый Оскол, на остановочном пункте "15 км" Валуйского района выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, а именно граница опасной зоны у края платформ со стороны железнодорожных путей не имеет тактильного обозначения, что подтверждается фототаблицей, информацией ОАО "РЖД" от 17 февраля 2023 года.
19 января 2023 года по результатам проведенной проверки Белгородским транспортным прокурором Московской межрегиональной транспортной прокуратуры на имя начальника Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" внесено представление с требованием принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Указанное представление рассмотрено 17 февраля 2023 года компетентными должностными лицами Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств с участием помощника Белгородского транспортного прокурора, в ходе совещания принято решение в недельный срок подготовить мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Согласно плану мероприятий по устранению нарушений федерального законодательства, выявленные в результате проверки остановочных платформ Белгородской транспортной прокуратурой, ОАО "РЖД" планирует устранить недостатки в виде отсутствия шуцлинии в срок до 29 декабря 2024 года.
ОАО "РЖД" согласилось с представлением прокурора, проинформировало его о мероприятиях, направленных на приведение пассажирских платформ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52875-2018.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 20, 21 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьей 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьями 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 11, 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", положениями распоряжения ОАО "РЖД" от 24 декабря 2010 года N 2705р "О вводе в действие "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан", СП 59.13330.20. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования", исходил из того, что отсутствие тактильного обозначения границы опасной зоны у края платформ со стороны железнодорожных путей создает в настоящее время реальную угрозу безопасности пассажиров (в том числе с инвалидностью) при передвижении, нахождении в зоне повышенного опасности, и может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Определяя срок исполнения решения - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчику необходимо устранить выявленные недостатки, суд учел объем действий, который необходимо произвести ответчику, сезонные погодные условия, позволяющие вести ремонтные работы.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, с выводами суда первой инстанции и оценкой представленных доказательств согласился.
При этом суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы ответчика относительно установленного судом первой инстанции срока исполнения решения суда, счел трехмесячный срок выполнения возложенной обязанности для ОАО "РЖД" разумным и достаточным, в том числе приняв во внимание, что недостатки были выявлены еще в декабре 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, при разрешении спора судами определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, доводы сторон получили правовую оценку.
Доводы ответчика о том, что положения статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, а СП 59.13330.2020 предназначен для проектирования новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территории общего пользования, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения.
Кроме того, заявленные прокурором меры к устранению нарушений не связаны с реконструкцией, модернизацией или капитальным ремонтом, представляют собой необходимые действия, обеспечивающие минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях их адаптации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о неучтенных судами критериях исполнимости решения, о введенных санкциях, о принятии ответчиком необходимых мер для обеспечения доступности пассажиров с ограниченными физическими возможностями и маломобильных пассажиров по существу направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств.
Несогласие с оценкой судами доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Оспариваемые судебные акты содержат исчерпывающие суждения по соответствующим вопросам.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами обеих инстанций в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводов, которые бы свидетельствовали о том, что судами при разрешении спора допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Валуйского районного суда Белгородской области от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.В. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.