Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко ФИО13 к администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, комитету по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о возложении обязанности
по кассационной жалобе Марченко ФИО14
на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 8 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, комитету по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, с учетом уточнения исковых трбований просила обязать администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области на основании постановления N314 от 10 мая 2012 г. включить многоквартирный жилой дом (барак) N25, расположенный по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. СМП-181, в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области с установлением срока расселения его жителей в благоустроенное жилье не позднее 2023 г.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 8 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами ФИО2 и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении настоящего спора нижестоящими судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом по адресу: Московская область, г.Наро-Фоминск, ул.СМП-181, д.25, состоит из шести квартир NN1-6.
ФИО1 с 23 ноября 1978 г. зарегистрирована по месту жительства и проживает на условиях договора социального найма в квартире в квартире N3 указанного дома, квартира является однокомнатной, имеет общую площадь 24, 6 кв.м. Письменный договор социального найма заключен 13 июня 2013 г.
24 октября 2011 г. в доме произошел пожар, в результате которого выгорели квартиры N1 и N2.
Постановлением администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области N314 от 10 мая 2012 г. утверждено заключение межведомственной комиссии от 25 апреля 2012 г. N1 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г.Наро-Фоминск, ул.СМП-181, д.25, непригодным для проживания, постановлено провести расселение и снос жилого дома до 2020 г.
Постановлением администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области N129 от 17 октября 2017 г. жилые помещения по адресу: Московская область, г.Наро-Фоминск, СМП-181, д.25, квартира N1 и квартира N2 признаны непригодными для проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции жилые помещения - квартиры NN3-6 признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и пригодными для проживания. Постановление N314 от 10 мая 2012 г. отменено. Постановлено провести расселение квартир NN1 и 2 в срок до 2020 г.
Вступившим в законную силу 24 апреля 2021 г. решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 23 мая 2021 г. признано незаконным постановление администрации N129 от 17 октября 2017 г. в части пункта 2.3, а именно: в части признания квартир NN3-6 жилого дома по адресу: Московская область, г.Наро-Фоминск, СМП-181, д.25, соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и пригодными для проживания, а также в части отмены постановления администрации N314 от 10 мая 2012 г. На администрацию возложена обязанность рассмотреть вопрос о расселении жилого дома N25 СМП-181 в г. Наро-Фоминске и установлении срока, до которого будет проводиться расселение.
Постановлением администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области N 2800 от 1 октября 2021 г. внесены изменения в постановление N314 от 10 мая 2012 г, срок расселения жилого дома установлен до 31 декабря 2023 г, а также отменено постановление администрации N129 от 17 октября 2017 г. N129.
Многоквартирный жилой дом не включен в адресную региональную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области N 1151/46 от 1 февраля 2015 г. и государственную программу Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019 - 2025", утвержденную постановлением Правительства Московской области N 182/10 от 28 марта 2019 г.
В спорной квартире N3 зарегистрированы по месту жительства Марченко ФИО15 и Головин ФИО16
Обратившись в суд с настоящим иском, Марченко ФИО17. ссылалась на то, что занимаемая ею квартира непригодна для проживания, имеет высокий уровень износа, ее состояние угрожает жизни и здоровью; однако, несмотря на наличие постановления администрации N314 от 10 мая 2012 г, жилое помещение не включено в программу переселения граждан из аварийного жилья.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 14, 60, 62, 63, 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), исследовав представленные доказательства, исходил из того, что формирование региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья и мониторинг за ходом ее исполнения осуществляется Министерством строительного комплекса "адрес", в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на ответчиков обязанности включить жилой дом в действующую программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области не имеется. Согласно постановлению администрации N314 от 10 мая 2012 г. расселение дома должно быть произведено до 31 декабря 2023 г, на дату обращения в суд с настоящим иском и на дату разрешения спора судом первой инстанции данный срок не истек.
Выводы судов нижестоящих инстанций по существу разрешения спора основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пунктом 3 части 2 Федерального закона от 21 июля 2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Федеральный закон N 185-ФЗ) определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ
На территории Московской области постановлением Правительства от Московской области от 28 марта 2019 г. N 182/10 утверждена государственная программа Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области" (ранее - программа Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы"); постановлением Правительства Московской области от 1 декабря 2015 г. N 1151/46 утверждена адресная программа Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016-2021 годы".
Многоквартирный жилой дом по адресу: Московская область, г.Наро-Фоминск, СМП-181, д.25, не включен в указанные программы.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 9.8, 9.10 части 1 статьи 14 Федерального закона N185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии: наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию на территориях муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2013 г.; наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2025 г. - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с 1 января 2019 г. до 1 июля 2025 г.; наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных п. 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (пункт 2).
Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2.1).
Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (пункт 2.2).
Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что, реализуя мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, органы государственной власти субъекта самостоятельно, в рамках предоставленных им дискреционных полномочий, утверждают региональную адресную программу, частью которой является перечень многоквартирных домов. Как следствие, никакие иные органы, включая органы местного самоуправления и суд, не вправе подменять в своей деятельности решения исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа утверждается на определенный срок, содержит определенный перечень аварийного жилья, подлежащего расселению, в последующем не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных к содержанию адресной программы и минимальному размеру этапа региональной адресной программы.
В этой связи у суда отсутствовали правовые основания для возложения на администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области обязанности внести изменения в неоспоренный в установленном законом порядке нормативный правовой акт, включив многоквартирный жилой дом по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. СМП-181, д.25, в региональную программу по переселению изб аварийного жилья.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 8 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Марченко ФИО18 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.