N 88-22592/2024
N 2-1186/2023
г. Саратов 28 июня 2024 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Водяниковой М.И, рассмотрев гражданское дело по иску АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" к Картамышевой Н.В. и ФИО2 о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе Картамышевой Н.В. и ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка N 12 судебного района Центрального округа города Курска от 8 августа 2023 года и апелляционное определение Ленинского районного суда города Курска от 28 ноября 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" обратилось в суд с иском к Картамышевой Н.В. и Картамышеву А.Н, проживающих по адресу: "адрес", о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2020 года по апрель 2023 года в размере 6 181 рубль 12 копеек, пени в размере 1 755 рублей 38 копеек, а также судебных расходов, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиками обязанностей по оплате оказанных им коммунальных услуг.
Решением мирового судьи судебного участка N 12 судебного района Центрального округа города Курска от 8 августа 2023 года заявленные АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" исковые требования удовлетворены частично.
Судом постановлено о взыскании с Картамышевой Н.В. и Картамышева А.Н. в солидарном порядке в пользу АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" задолженности по внесению платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2020 года по апрель 2023 года в размере 6 181 рубль 12 копеек, пени за период с 01.01.2021 года по 31.03.2022 года, с 01.10.2022 года по 13.06.2023 года в размере 500 рублей и судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Апелляционным определением Ленинского районного суда города Курска от 28 ноября 2023 года решение мирового судьи судебного участка N 12 судебного района Центрального округа города Курска от 8 августа 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Картамышева Н.В. и Картамышев А.Н. ставят вопрос об отмене принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Кассационная жалоба в порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено, что жилое помещение N в "адрес" является объектом муниципальной собственности "адрес".
Ответчики Картамышева Н.В. и Картамышев А.Н. вселены в данное жилое помещение, поскольку зарегистрированы в нем: Картамышева Н.В. - с 13.11.2003 года, Картамышев А.Н. - с 04.03.2004 года.
Между комитетом жилищно-коммунального хозяйства, ТЭК Курской области и АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" по результатам проведенного конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами 09.10.2017 года подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области по Северо-Восточной зоне, в соответствии с которым АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 01.09.2018 года АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Северо-Восточной зоны Курской области.
Региональным оператором в средствах массовой информации была опубликована оферта о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с условиями которой, АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с любым физическим лицом, зарегистрированным на территории Северо-Восточной зоны деятельности Регионального оператора Курской области, в том числе и с жителями г. Курска.
03.09.2018 года между ТСЖ "Проспект Хрущева дом 1" и АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" был заключен договор на прием последним твердых коммунальных отходов в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их обращение в соответствии с законодательством РФ от потребителей, проживающих в многоквартирном ? жилом фонде, находящемся в управлении управляющей организации, а управляющая организация обязуется оплачивать услуги регионального оператора по государственной регулируемой цене, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Курской области.
В целях оплаты услуг по данному договору между ТСЖ "Проспект Хрущева дом 1" и АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" был заключен агентский договор по начислению последним и сбору с граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживание которых осуществляет ТСЖ "Проспект Хрущева дом 1" текущих платежей и задолженности, образовавшейся с момента действия настоящего договора за услугу Регионального оператора по обращению с твердым коммунальными отходами".
Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области введены в действие Единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Северо-Восточной зоны Курской области.
Приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курской области" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Курской области. Размер платы за услугу регионального оператора на одного человека рассчитывается как произведение норматива накопления ТКО и размера Единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области N 31 от 31.08.2018 года, с 01.09.2018 года введен в действие Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Северо-Восточной зоны Курской области сроком до 31.12.2018 года, затем Постановлением того же Комитета N 309 от 20.12.2018 года, введенного в действие с 01.01.2019 года, установлен тариф на 2019-2021 годы (в редакции постановлений комитета по тарифам и ценам Курской области N15 от 28.03.2019 года, N289 от 19.12.2019 года, N29-тко от 30.06.2020 года, N267-тко от 17.12.2020 года), впоследствии Постановлением того же Комитета N254-тко от 16.12.2021 года, введенного в действие с 01.01.2022 года, установлен тариф на 2022 год, а затем Постановлением того же Комитета N55-тко от 17.11.2022 года, введенного в действие с 01.12.2022 года, установлен тариф на 2022 -2023 годы.
Приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 06.12.2016 года N146 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курской области" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Курской области.
С апреля 2020 года по апрель 2023 года АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" ответчикам Картамышевой Н.В. и Картамышеву А.Н. были оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые последними не оплачены, в связи с чем за ними образовалась задолженность в размере 6 181 рубль 12 копеек.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении заявленных АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" требований в части взыскания с ответчиков задолженности по оплате коммунальных услуг за ТКО, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 167, 309, 310, 426, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 67, 69, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, исходил из доказанности факта оказания истцом, как региональным оператором, ответчикам Картамышевой Н.В. и Картамышеву А.Н. коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту нахождения закрепленного за ними жилого помещения, в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, верности осуществленного региональным оператором расчета платы за оказанную услугу, осуществленного в соответствии с утвержденными тарифами и нормами потребления, публичного характера договора на обращение с твердыми коммунальными отходами, отсутствия доказательств неполучения данной услуги, нарушения ответчиками обязательств по оплате потребленной коммунальной услуги в заявленный период времени и наличия задолженности, солидарной обязанности по ее уплате.
Вместе с тем, принимая во внимание положения части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1 и 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Правительства РФ N 424 от 02.04.2020 года, постановления Правительства РФ от 28.03.2022 года N 497, которыми были установлены периоды моратория на начисления неустойки, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном взыскании с ответчиков неустойки, за вычетом периодов, приходящихся на периоды действия моратория.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права.
Не находит оснований не согласиться с принятыми судами первой и апелляционной инстанциями судебными актами и суд кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы Картамышевых об отсутствии у них обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ввиду отсутствия заключенного между ними и региональным оператором договора, являлись предметом проверки судов нижестоящих инстанций и обоснованно были отклонены, поскольку исходя из положений Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156, содержащих по сути нормы, обязывающие всех потребителей к заключению с региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при неисполнении потребителем указанной обязанности и не направлении в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договор на оказание данного вида услуг заявки и документов в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил, что и имеет место по данному делу, договор считается заключенным на типовых условиях с 16-го рабочего дня после размещения региональным оператором данного предложения.
Факт реального оказания истцом, как региональным оператором, услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в спорный период времени, и ее качественного оказания, был установлен судами на основании отсутствия претензий в установленном законом порядке по качеству оказываемых услуг со стороны ответчиков и иных лиц к региональному оператору, отсутствия доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов.
Поэтому доводы кассационной жалобы Картамышевых об обратном, суд кассационной инстанции находит подлежащими отклонению, как необоснованных.
Все доказательства и доводы сторон, вопреки утверждениям кассаторов, получили надлежащую оценку со стороны нижестоящих судов, как в отдельности, так и в их взаимной связи, с приведением результатов такой оценки в судебных актах, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Заявленные сторонами ходатайства были разрешены надлежащим образом, с приведением мотивов в обоснование принятых решений.
Несогласие кассаторов с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии положениям статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, суд кассационной инстанции оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 12 судебного района Центрального округа города Курска от 8 августа 2023 года и апелляционное определение Ленинского районного суда города Курска от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Картамышевой Н.В. и ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Водяникова М.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.