Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу защитника Шакурова Ивана Витальевича, действующего на основании доверенности в интересах акционерного общества "Тандер" на постановление Административной комиссии Восточного административного округа г. Тюмени N ВАО597 от 15 мая 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 8 сентября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 29 ноября 2023 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Тандер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Административной комиссии Восточного административного округа г. Тюмени N ВАО597 от 15 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 8 сентября 2023 года (N12-436/2023) и решением судьи Тюменского областного суда от 29 ноября 2023 года (N21-407/2023), акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27 декабря 2007 года N 55, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах АО "Тандер", защитник общества Шакуров И.В, действующий по доверенности, выражает несогласие с указанными выше решениями, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в кассационный суд по запросу 22 апреля 2024 года, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, а также за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержатся в Кодексе Тюменской области об административной ответственности от 27 декабря 2007 года N 55.
Согласно части 9 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности непринятие мер по очистке от снега и льда крыш, карнизов, водостоков зданий, сооружений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие требования к уборке территории города Тюмени предусматривают, что крыши, водосточные трубы зданий, строений, сооружений должны очищаться от снега и льда. Снег и лед, сброшенные с крыш, должны быть немедленно убраны (подпункт "д" пункта 4 статьи 14 Правил благоустройства территории г. Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 27 июня 2019 года N 136).
Как установлено при рассмотрении дела, 16 марта 2023 года ведущим инженером квартальной инспекции МКУ Служба заказчика по благоустройству Восточного административного округа города Тюмени в ходе обследования территории, выявлено допущенное АО "Тандер", являющего арендатором нежилого помещения по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 134 "а", магазин "Магнит", нарушение требований пункта "д" части 4 статьи 14 Правил благоустройства территории г. Тюмени, выразившееся в непринятии мер по своевременной очистке кровли здания от снега и льда.
В связи с указанными обстоятельствами административная комиссия, рассматривавшая дело, а также судьи при пересмотре дела по жалобе на постановление административной комиссии, пришли к выводу о наличии в действиях АО "Тандер" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, выразившегося в нарушение требований пункта "д" части 4 статьи 14 Правил благоустройства территории г. Тюмени.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, и они получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не доверять представленным в материалы дела доказательствам, в своей совокупности подтверждающим вину АО "Тандер" в совершении административного правонарушения у административной комиссии и суда не имелось.
Довод жалобы о том, что АО "Тандер" не является субъектом ответственности вмененного административного правонарушения не может повлечь удовлетворение жалобы, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Из материалов дела следует, что АО "Тандер" использует нежилое помещение, расположенное в здании по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 134 "а" на основании договора аренды N Тмнф/29816/16 от 4 мая 2016 года и дополнительного соглашения к нему, заключенного с ИП "данные изъяты" которая является собственником данного здания, что не оспаривается заявителем.
Решением Тюменской городской Думы от 27 июня 2019 года N 136, утверждены Правила благоустройства территории г. Тюмени, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии со статьей 4 Правил благоустройства территории г. Тюмени, в городе Тюмени благоустройство обеспечивают юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, Администрация города Тюмени, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать объекты благоустройства и элементы благоустройства.
Собственники объектов благоустройства и (или) элементов благоустройства, лица, которым объекты благоустройства и (или) элементы благоустройства предоставлены во владение и (или) пользование, иные лица, на которых обязательства по содержанию объектов благоустройства и (или) элементов благоустройства возложены действующим законодательством или договором, обязаны осуществлять мероприятия по содержанию объектов благоустройства и (или) элементов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами, муниципальными правовыми актами Администрации города Тюмени (часть 6 статьи 6 Правил благоустройства территории г. Тюмени).
Согласно подпункту "д" пункта 4 статьи 14 Правил благоустройства территории г. Тюмени, крыши, водосточные трубы зданий, строений, сооружений должны очищаться от снега и льда. Снег и лед, сброшенные с крыш, должны быть немедленно убраны.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, обязанность по своевременному удалению сосулек, наледи и снега с крыш и элементов фасада зданий, исключающему возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, возложена не только на собственников зданий и сооружений, но и на арендаторов (пользователей) нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Обществом не доказано, что арендодатель в соответствии с условиями договора аренды обеспечивает соблюдение Правил благоустройства территории г. Тюмени по очистке от снега и льда в здании, в котором общество осуществляет торговую деятельность.
При таких обстоятельствах АО "Тандер" как арендатор помещения в названном нежилом здании обязано было организовать очистку крыши от снега и льда, наличие которых нашло свое объективное подтверждение собранными по делу доказательствами.
Не выполнив данную обязанность АО "Тандер" тем самым нарушило требования подпункта "д" пункта 4 статьи 14 Правил благоустройства территории г. Тюмени, в связи с чем его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Учитывая, что подпункт "д" пункта 4 статьи 14 Правил благоустройства территории г. Тюмени предусматривает и обязывает принимать немедленные меры к устранению снежных наростов и ледяных образований в целях избежания причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинения материального ущерба, данная функция должна исполняться сразу же после образования наледи и сосулек, снежных свесов.
Довод жалобы о том, что торговый центр, в котором расположен магазин "Магнит" носит иное наименование, не может служить основанием для отмены постановления должностного лица и судебных актов, поскольку не влияет на правильность квалификации действий АО "Тандер" по части 9 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 9 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов должностного лица, судьей районного и областного судов, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую должностное лицо и судьи дали фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения АО "Тандер" к административной ответственности соблюдены.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
В постановлении административной комиссии содержатся все необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание в виде административного штрафа назначено в размере, предусмотренном санкцией части 9 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, избранный административной комиссией вид и размер наказания отвечает целям административного наказания, является обоснованным и справедливым. Назначение наказания в виде административного штрафа отвечает задачам административного законодательства и цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводам жалоб общества дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление Административной комиссии Восточного административного округа г. Тюмени N ВАО597 от 15 мая 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 8 сентября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 29 ноября 2023 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Тандер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 4.9 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.