Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника Перминова Дениса Эдуардовича - Первых И.Ю., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Центрального района г. Челябинска от 20 декабря 2023 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 15 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника участка содержания и ремонта автомобильных дорог " "данные изъяты"" Перминова Дениса Эдуардовича
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Центрального района г. Челябинска от 20 декабря 2023 года (N3-1116/2023), оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 15 февраля 2024 года (N12-171/2024), начальник участка содержания и ремонта автомобильных дорог " "данные изъяты"" Перминов Д.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, Перминов Д.Э. выражает несогласие с ними, просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 18.04.2024 года, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктом 4.2 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" установлено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице В.1 этого же ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с таблицей В.1 приложения В ГОСТ Р 50597-2017 видами снежно-ледяных образований на покрытии проезжей части, относящимися к зимней скользкости, являются стекловидный лед, гололед (лед на дорожном покрытии в виде гладкой пленки или шероховатой корки), и уплотненный снег, снежный накат (слой снега, образующийся в результате его уплотнения на дорожном покрытии транспортными средствами).
При рассмотрении дела установлено, что 07 ноября 2023 года в 23 часа 45 минут государственным инспектором дорожного надзора группы дорожного надзора полка ДПС Госавтоинспекции ГУ МВД России по Челябинской области в ходе исполнения государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании на участке 1744+075 км. автодороги М5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск, а именно установлено, что в нарушение требований п.п. "е" п. 13.5 статьи 3, п. 13.9 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", пунктов 4.2, 8.1 ГОСТ Р 50597- 2017 на покрытии проезжей части дороги имеется зимняя скользкость в виде стекловидного льда.
Содержание автомобильной дороги М5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке 1548+651 - 1789+000 км, согласно договору N 07-23/093 в период с 01 июля 2023 года по 30 июня 2025 года осуществляет ООО " "данные изъяты"", являющееся соисполнителем АО " "данные изъяты"".
09 ноября 2023 года заместителем начальника ГУ МВД России по Челябинской области, после получения сведений о выявлении недостатков эксплуатационного состояния вышеуказанного участка дороги, принято решение о проведении документарной проверки в отношении деятельности ООО " "данные изъяты"" по соблюдению обязательных требований, предъявляемых к содержанию дорог, в ходе которой получены документы, из которых следует, что Перминов Д.Э. является начальном участка содержания и ремонта автомобильных дорог " "данные изъяты"" с 13 сентября 2022 года; при этом должностной инструкцией начальника участка содержания и ремонта автомобильных дорог ООО " "данные изъяты"", утвержденной исполнительным директором ООО " "данные изъяты"" 01 июня 2022 года, установлена обязанность начальника участка по обеспечению в течение всего года проведения комплекса работ по уходу за автомобильными дорогами, организации безопасности движения, устранению дефектов и повреждений конструктивных повреждений элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги и дорожных сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, при этом он несет ответственность за полноту и качество оказываемых услуг по содержанию автомобильной дороги в границах производственного участка.
Таким образом, с учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, деяние Перминова Д.Э, являющегося ответственным должностным лицом и допустившего несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в соответствии с требованиями вышеуказанных правил и стандартов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 01.12.2023 года, рапортом сотрудника ГИБДД от 07.11.2023 года, актом наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от 08 ноября 2023 года, договором N07-23/093 на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги М5 "Урал" Москва-Рязань-Пенса-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 1548+651-км 1789+000, приказом о приеме работника на работу от 12.09.2022 года, трудовым договором N251 от 12.09.2022 года, дополнительным соглашением к трудовому договору N251 от 12.09.2022 года, должностной инструкцией начальника участка содержания и ремонта автомобильных дорог от 01.06.2022 года, журналом производства работ в зимний период 2023/2024 год, журналом ежедневных осмотров состояния автомобильной дороги, элементов обустройства и сооружений, письменными объяснениями Перминова Д.Э. от 23.11.2023 года, а также иными материалами дела.
Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку судей на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении. Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, в дело не представлено.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Перминова Д.Э. состава административного правонарушения, со ссылками на нормативные сроки устранения выявленных недостатков в содержании автомобильной дороги (зимней скользкости), не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку установленные ГОСТ сроки не исключают возможность должностного лица исполнить свои обязанности, при этом ответственность по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает по факту несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а не в связи с не устранением таких недостатков в срок, установленный требованиями действующего законодательства. Ответственным должностным лицом, при надлежащем осуществлении функции контроля, могли быть предприняты своевременные меры по выявлению нарушения в содержании автодороги и приведению дороги в надлежащее техническое состояние.
Обстоятельства, на которые ссылается в жалобе Перминов Д.Э, не являются также основанием для освобождения его от административной ответственности. Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность для Перминова Д.Э. обеспечить соблюдение положений соответствующих ГОСТ, в дело не представлено. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, должностное лицо не приняло все необходимые меры по своевременному соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в границах населенного пункта.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности выводов судей и о наличии оснований к отмене судебных актов.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей соответствующего судебного участка по месту совершения правонарушения (месту исполнения Перминовым Д.Э. должностных обязанностей в ООО " "данные изъяты""), в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначенное наказание является законным, обоснованным и в полной мере отвечающим цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений. При назначении административного наказания мировым судьей учтены в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, устранение выявленных недостатков; а также принято во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Выявленные должностным лицом ГИБДД недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги непосредственно влияют на безопасность дорожного движения, представляют повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества граждан, создают реальную возможность возникновения аварийной ситуации, что существенно нарушает охраняемые в области дорожного движения общественные отношения.
При рассмотрении жалобы судьей районного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Перминов Д.Э, будучи извещенным надлежащим образом, не участвовал в судебных заседаниях, воспользовался юридической помощью защитника, который обосновывал его позицию по делу.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Центрального района г. Челябинска от 20 декабря 2023 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 15 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Перминова Дениса Эдуардовича, оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.