Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества "Сибирская нефтегазовая компания" Гоборова Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2023 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Сибирская нефтегазовая компания",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 20 сентября 2023 года), оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2023 года, акционерное общество "Сибирская нефтегазовая компания" (далее - АО "Сибнефтегаз") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель Гоборов Е.А. просит об отмене судебных актов, прекращении производства по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, проверив доводов жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный закон от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) установилправовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данным разрешением, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, в частности - в атмосферный воздух - является обязательным для хозяйствующих субъектов.
Из содержания пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) следует, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного Закона устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В силу положений статьи 12 Федерального закона N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июня 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи (в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно), допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, 07 июня 2023 года и 08 июня 2023 года в ходе проведенной Росприроднадзором внеплановой выездной проверки проводились осмотры территории объекта НВОС 71-0189-000098-П, расположенного на "Пырейном газоконденсатном месторождении" на территории Пуровского района.
Данный объект представляет собой комплекс производственных зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения производства, добычи полезных ископаемых, а также обслуживания спецтехники, автотранспорта, хранения запасов товарно-материальных ценностей, а также обеспечения жизнедеятельности персонала.
На территории базы размещены производственные объекты, установки и оборудование: обвязка скважин КГС N1; обвязка скважин КГС N1; обвязка скважин КГС N 4; обвязка скважин КГС N5; обвязка скважин КГС N6; обвязка скважин КГС N8; обвязка скважин КГС N9; обвязка скважин КГС N10; обвязка скважины Р-112; горелка УФВ 40Ф-1 УКПГ; горелка ГФУ-5 УКПГ; горелка УГГ-500-17А УКПГ; вентиляционная труба слесарной мастерской УКПГ; вентиляционная труба сварочного поста; вентиляционная труба насосной станции подачи метанола; вентиляционная труба станции биологической очистки УКПГ; свеча рассеивания (дегазатор 10Д-1) УКПГ; вентиляционная труба блок-бокса подготовки газа на собственные нужды; дыхательный клапан дренажной емкости УКПГ; вентиляционная труба сварочного поста N2; вентиляционная труба кухни УКПГ; помещение слесарной мастерской; склад дизельного топлива; площадка пробкоуловителя ПУ-1; площадка теплообменников УКПГ; площадка дегазаторов УКПГ; дренажная емкость метанола УКПГ; площадка факельного сепаратора УКПГ; дренажная емкость конденсата УКПГ; резервуар очищенных стоков УКПГ; обвязка РОС УКПГ; запорная арматура УКПГ; площадка сепараторов УКПГ; площадка дегазатора УКПГ; площадка теплообменников топливного газа УКПГ; дренажная емкость метанола УКПГ; помещение ДЭС УКПГ; блок-бокс по закачке промстоков в пласт УКПГ; площадка КНС ПС УКПГ; площадка КНС хозбытовых сточных вод УКПГ; иловые площадки УКПГ; свеча N3 УКПГ; свеча N4 УКПГ; свеча N12 УКПГ; свеча топливного газа сбросная ДКС; вентиляционная труба насосной станции масел ДКС; вентиляционная труба N 1 ДКС; вентиляционная труба N 2 ДКС (машинный зал ГПА); свеча N5 ГПА N1 ДКС; свеча N6 ГПА N1 ДКС; свеча N7 ГПА N1 ДКС; свеча N8 ГПА N1 ДКС; свеча N9 ГПА N1 ДКС; свеча N10 ГПА N1 ДКС; свеча N11 ГПА N1 ДКС; вентиляционная труба N1 машинного зала ГПА N2; вентиляционная труба N2 машинного зала ГПА N2; свеча N14 ГПА N2 ДКС; свеча N15 ГПА N2 ДКС; свеча N16 ГПА N2 ДКС; свеча N17 ГПА N2 ДКС; свеча N17 ГПА N2 ДКС; свеча N18 ГПА N2 ДКС; свеча
N19 ГПА N2 ДКС; свеча N20 ГПА N2 ДКС; свеча топливного газа сбросная N 26 ДКС; свеча топливного газа сбросная N 31 ДКС; свеча топливного газа сбросная N 32 ДКС; свеча топливного газа сбросная N 33 ДКС; свеча топливного газа сбросная N 34 ДКС; свеча топливного газа сбросная N 34 ДКС; свеча топливного газа сбросная N 35 ДКС; свеча топливного газа сбросная N 36 ДКС; площадка входного сепаратора; концевой сепаратор 70С-1.3.; площадка АВОГ 1-й и 2-й (аппарат воздушного охлаждения газа); фильтр газовый сетчатый 70-Ф-1 ДКС; подземная емкость 70Е-1 ДКС; блок дозирования ингибитора ДКС; емкость подземная ДКС; линия редуцирования топливного газа ДКС; помещение расходных масел ДКС; концевой сепаратор 70С-2.3. ДКС; фильтр газовый сетчатый 70-Ф-2 ДКС; блок дозирования ингибитора ДКС; склад тарного хранения масел и ЛКМ; резервуарный парк с дизельным топливом; помещение котельной установки (блок подготовки пускового и топливного газа котельной ДКС; участок подготовки газа; помещение котельной ЭСН; вентиляционная труба гаража ВЖК; помещение ДЭС ВЖК; парк дизельного топлива ВЖК; площадка КНС ВЖК; воздушник; метанолопровод до ГСК N 1; метанолопровод до ГСК N 2; метанолопровод до ГСК N 3; емкость сброса конденсата и механических примесей Е-1; ГСК N1 до УКПГ; ГСК N2 до УКПГ; ГСК N3 до УКПГ; УПОУ.
Описанными источниками (оборудованием) в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в период с 01 января 2022 года по 31 ноября 2022 года оказывалось негативное воздействие на атмосферный воздух, заключающееся в выбросе 251, 29 тонн вредных (загрязняющих) веществ не указанных в разрешении, в том числе: 0, 08 тонны Азота (II) диоксида; 0, 28 тонн Азота диоксида азота; 0, 05 тонн Аммиака, 0, 08 тонн Ацетона (Пропан-2-он); 0, 02 тонны Бутан-1-ол; 0, 02 тонны Бутилацетата; 7, 99 тонн взвешенных веществ; 0, 01 тонна Гидроксибензола (фенола); 0, 02. тонны Диметилбензола (ксилола) (смесь изомеров о-, м-, п-); 1, 97 тонны масла минерального нефтяного; 222, 896 тонны Метана; 13, 86 тонн Метанола; 0, 04 тонны Метилбензола (толуола); 0, 02 тонны Пропан-2-ол; 0, 03 тонны Сероводорода (Дигидросульфида); 0, 04 тонны Сольвента нафта; 0, 04 тонны Уйат-спирита; 3, 32 тонны Углеводородов предельных; С1-С5 (алканы, исключая метан); 0, 12 тонн углеводородов предельных С12-С19 (алканы); 0, 29 тонн Углеводородов предельных С6-С10 (алканы); 0, 04 тонны Углерода оксида; 0, 02 тонны Формальдегида; 0, 02 тонны Циколгескана; 0, 05 тонны Этанола; 0, 02 тонны Этилацетата.
В период с 01 декабря 2022 года по день проведения проверки на объекте негативного воздействия на окружающую среду "Пырейное газоконденсатное месторождение", расположенном на территории Пуровского района, код объекта НВОС 71-0189-000098-П, вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, заключающееся в выбросе в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ оказывалось со следующих источников выбросов: вентиляционная труба круглого сечения Технологический корпуса Пырейного ГКМ, вентиляционная труба квадратного сечения Технологический корпуса Пырейного ГКМ, дымовая труба дизельной электростанции "Звезда-200НК" Пырейного ГКМ, выхлопная труба Газоперекачивающего агрегата N1 (ГПК N1) Пурейного ГКМ, две трубы выбросов картерных газов Газоперекачивающего агрегата N1 (ГПК N1) Пурейного ГКМ, выхлопная труба Газоперекачивающего агрегата N2 (ГПК N2) Пурейного ГКМ, две трубы выбросов картерных газов Газоперекачивающего агрегата N2 (ГПК N2) Пурейного ГКМ, две вентиляционные трубы круглого сечения Котельной БППТГ-СН Пырейного ГКМ, вентиляционная труба круглого сечения Блочно-модульной котельной "РЭМЭКС-2, 2 ТТ" Пырейного ГКМ, дефлектор насосной подачи метанола Пырейного ГКМ.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для возбуждения должностным лицом Росприроднадзора в отношении АО "Сибнефтегаз" дела об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела постановлением судьи районного суда АО "Сибнефтегаз" привлечено к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении по жалобе защитника Общества, судья суда автономного округа согласился с выводами судьи районного суда о наличии в действиях АО "Сибнефтегаз" состава указанного административного правонарушения.
Фактические обстоятельства совершения АО "Сибнефтегаз" административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения несостоятельны, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вопреки доводам жалобы, факт осуществления выбросов вредных веществ в указанный период объективно установлен в ходе проведения проверки, каких-либо сомнений не вызывает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы о том, что нарушение, допущенное АО "Сибнефтегаз" в период с 01 января 2022 года по 30 ноября 2022 года, является длящимся, и общество уже привлекалось к ответственности, сводятся к ошибочному толкованию норм закона, обоснованно отклонены судами нижестоящих инстанций.
Понятие длящегося нарушения в контексте части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях используется в целях определения момента привлечения к ответственности. Срок для привлечения за его совершение подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения. Продолжение совершения правонарушения после привлечения к административной ответственности образует новый состав правонарушения, за который может наступать ответственность.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела.
Ссылка на судебные акты, состоявшиеся по другим делам, в том числе в отношении общества, отклоняется. Изложенные в них выводы и толкование правовых норм не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих правовое значение при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Административное наказание назначено с применением положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.21 названного Кодекса для юридических лиц, с учетом фактических обстоятельств дела и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2023 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Сибирская нефтегазовая компания", оставить без изменения, жалобу законного представителя Гоборова Е.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции А.Л. Данилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что акционерное общество нарушило требования законодательства, осуществляя выброс вредных веществ в атмосферу без специального разрешения. Судебные инстанции подтвердили наличие состава административного правонарушения и обоснованность назначения штрафа, отклонив доводы о отсутствии вины и неправильном толковании норм закона. Административное наказание назначено с учетом обстоятельств дела.