Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу начальника Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Новый Уренгой Сердюк Олеси Вячеславовны на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу N 089/04/7.32.4-740/2023 от 20 октября 2023 года, решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 декабря 2023 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Новый Уренгой Сердюк Олеси Вячеславовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу N 089/04/7.32.4-740/2023 от 20 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 декабря 2023 года (N 12-408/2023), решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 марта 2024 года (N 7-22/2024), начальник Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Новый Уренгой Сердюк О.В, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, начальник Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Новый Уренгой Сердюк О.В. просит постановление должностного лица и судебные акты изменить, административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступил письменный отзыв на жалобу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 15 мая 2024 года.
Ознакомившись с доводами жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением прямо указанных случаев.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
На основании подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу частей 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, что является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент, который в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса есть устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
В силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. При этом на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса).
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются в соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса. В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса, что земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзац 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) согласно пункту 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурностроительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. В ГПЗУ в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса содержится информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (пункт 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 741/пр утвержден Порядок заполнения формы ГПЗУ (далее - Порядок N 741/пр), в соответствии с пунктом 37 которого ГПЗУ должен включать информацию о видах разрешенного использования земельного участка, а именно основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.
Пунктами 38 и 39 Порядка N 741/пр предусмотрено, что в ГПЗУ указываются все установленные основные и условно разрешенные виды использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных и условно разрешенных видов использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории. В извещении о проведении торгов необходимо указывать все виды разрешенного использования земельного участка, которые установлены Правилами землепользования и застройки, а также кадастровым паспортом такого участка.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что от ООО "Газпром добыча Уренгой" поступило заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:11:020101:3081, цель использования земельного участка - для строительства объекта "Реконструкция и техническое перевооружение зданий административного центра ООО "Газпром добыча Уренгой".
В соответствии со статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжением заместителя Главы Администрации города от 26 октября 2022 года N 1204-рз принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:11:020101:3081. Состав аукционной документации утвержден приказом начальника Департамента от 19 апреля 2023 года N 256. Департаментом 22 апреля 2023 года на электронной площадке "СбербанкАСТ" (http://utp.sberbank-ast.ru) размещено извещение (N 21000030580000000099, лот N3) о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. В информационном сообщении N 11-2023/ЭЗ о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка указано, что земельный участок с кадастровым номером 89:11:020101:3081 имеет: "Назначение: для строительства объекта "Реконструкция и техническое перевооружение зданий административного центра ООО "Газпром Добыча Уренгой." "Основной вид разрешенного использования земельного участка: деловое управление.".
В свою очередь, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой, утвержденных постановлением Администрации города Новый Уренгой от 21 июня 2022 года N 240, земельный участок с кадастровым номером N 89:11:020101:3081 находится в зоне общественно-деловой и жилой застройки 01 Ж.
В абзаце 25.2 главы 8 Правил землепользования указаны все виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне общественно-деловой и жилой застройки 01 Ж, среди которых: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), среднеэтажная жилая застройка, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка, общежития, спорт, магазины, деловое управление, улично-дорожная сеть, общественного питания, обеспечение внутреннего правопорядка, служебные гаражи.
Таким образом, организатором торгов в извещении о проведении аукциона не указаны все виды разрешенного использования земельного участка, которые содержатся в правилах землепользования и застройки. Кроме того, антимонопольным органом отмечено, что указание в извещении такого условия как "Назначение: для строительства объекта "Реконструкция и техническое перевооружение зданий административного центра ООО "Газпром Добыча Уренгой" является нарушением, поскольку неясно, что является "Назначением" под которое возможно предоставление указанного земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Новый Уренгой Сердюк О.В. протокола об административном правонарушении по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ и привлечения ее постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной данной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о совершении начальником Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Новый Уренгой Сердюк О.В. указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, начальник Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Новый Уренгой Сердюк О.В. обоснованно привлечена к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку подпункт 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не требует от организатора торгов указания всех предусмотренных для данного земельного участка видов разрешенного использования, несостоятельны. Аналогичные доводы были предметом проверки должностного лица и нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в постановлении должностного лица и соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях должностного лица Сердюк О.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание в жалобе на то, что Сердюк О.В. ранее не совершала административного правонарушения в сфере торгов, цель административного наказания будет достигнута при официальном порицании нарушения (предупреждения), не является основанием для отмены или изменения обжалуемых решений в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, из прямого толкования части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует одно из обязательных условий для применения положений данной статьи, а именно должно быть впервые совершено правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) к мероприятиям с взаимодействием с контролируемым лицом относятся в том числе плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства.
В рассматриваемом случае правонарушение выявлено антимонопольным органом не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а по итогам рассмотрения заявления гражданки ФИО1, таким образом, положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае неприменимы.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, и не ставят под сомнение их законность и обоснованность.
Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Сердюк О.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу N 089/04/7.32.4-740/2023 от 20 октября 2023 года, решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 декабря 2023 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Новый Уренгой Сердюк Олеси Вячеславовны, оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения должностного лица к административной ответственности за нарушение порядка организации аукциона на аренду земельного участка. Установлено, что в извещении о проведении торгов не были указаны все виды разрешенного использования земельного участка, что противоречит требованиям законодательства. Жалоба на решение антимонопольного органа и судебных инстанций отклонена.