Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу законного представителя Местной религиозной организации православного Прихода храма во имя Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского д. Курилово Ординского района Пермского края Пермской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Чуракова С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 Ординского судебного района Пермского края от 16 октября 2023 года, решение судьи Ординского районного суда Пермского края от 21 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной религиозной организации православного Прихода храма во имя Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского д. Курилово Ординского района Пермского края Пермской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат),
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Ординского судебного района Пермского края от 16 октября 2023 года (N5-613/2023), оставленным без изменения решением судьи Ординского районного суда Пермского края от 21 декабря 2023 года, Местная религиозная организация православный Приход храма во имя Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского д. Курилово Ординского района Пермского края Пермской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - Местная религиозная организация, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции законный представитель Местной религиозной организации Чураков С.В. выражает несогласие с указанными выше решениями, просит их отменить и прекратить производство по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью деяния.
В обоснование доводов жалобы указано, что религиозной организацией принимались меры для устранения выявленных нарушений и исполнения предписания, при этом невыполнение части требований предписания связано с отсутствие у организации такой возможности, с учетом чего заявитель просит применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь также на то, что доказательств наступления реальной, непосредственной, значительной угрозы общественным отношениям материалы дела не содержат, вредных последствий в результате совершения административного правонарушения не наступило.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по запросу 24 апреля 2024 года, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесена в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
При рассмотрении дела установлено, что в период с 29 июля по 11 августа 2021 года отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Суксунскому городскому округа и Ординскому муниципальному округу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении Местной религиозной организации православный Приход храма во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского д. Курилово Ординского района Пермского края Пермской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по адресу: Пермский край, Ординский район, д. Курилово, ул. Речная, д.20, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам данной проверки организации вынесено предписание N 41/1/1 от 11 августа 2021 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 08 августа 2022 года.
Срок исполнения предписания перенесен на 90 календарных дней в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 года N336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и установлен новый срок исполнения предписания до 07 ноября 2022 года.
По ходатайству юридического лица срок исполнения предписания неоднократно продлялся, последний срок указан до 01 сентября 2023 года
При этом в ходе рассмотрения ходатайств организации должностным лицом было установлено, что предписание исполнено в части; неисполненными на дату срока исполнения предписания являлись пункты 3 и 4 предписания, а именно: объект не оборудован системой пожарной сигнализации, чем нарушены пункт 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.8, пункт 13 таб. 1 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации; объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушены пункт 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 года N123-ФЗ, пункт 6 таб.2 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
Установленные по делу обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами, которым судьями дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт неисполнения предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в установленный срок в указанной выше части заявителем не оспаривается; объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, в дело не представлено.
Оснований для оценки выданного предписания как незаконного, либо неисполнимого не установлено. Выданное предписание содержит указание на конкретные нарушения требований, а также четкие требования, необходимые для исполнения, обоснованные нормами действующего законодательства; предписанием, с учетом продления сроков его исполнения, установлен срок, достаточный для устранения нарушений.
На основании установленных по делу обстоятельств судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что бездействие Местной религиозной организации православный Приход храма во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского д. Курилово Ординского района Пермского края Пермской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела не представлено сведений о том, что религиозной организацией были приняты все исчерпывающие и своевременные меры для устранения выявленных нарушений и выполнения предписания.
Представленные заявителем в обоснование доводов о принятии мер для исполнения вышеуказанных требований предписания документы, в том числе: договор на выполнение проектных работ от 23 октября 2023 года, договор на выполнение монтажа системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией от 19 декабря 2023 года, согласно которым монтаж систем будет осуществлен до 31 марта 2024 года, судом приняты во внимание, в то же время указанные документы не свидетельствуют о принятии религиозной организацией своевременных мер для исполнения предписания и устранения выявленных в ходе проверки в августе 2021 года нарушений требований пожарной безопасности.
Сведений о том, что в период до истечения срока, установленного для устранения выявленных нарушений, исполнить предписание было невозможно по объективным причинам, в материалах дела не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Неустранимых сомнений в виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, с участием законного представителя юридического лица, он содержит все сведения, необходимые для правильного установления обстоятельств дела.
Порядок и сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
При назначении административного наказания юридическому лицу требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, наказание назначено в пределах санкции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным по размеру.
Правовых оснований для изменения назначенного наказания и снижения размера штрафа не имеется.
При пересмотре дела по жалобе на постановление мирового судьи судья районного суда проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Вопрос о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица и наличия для этого условий обсуждался судьями нижестоящих судебных инстанций при рассмотрении дела, и, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения местной религиозной организации от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено. Оснований для переоценки данных выводов суда не имеется.
В данном случае объект посягательства, с учетом специфики деятельности религиозной организации, а также то обстоятельство, что неисполнение предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности создает угрозу возникновения пожара, соответственно, возникновение риска для жизни и здоровья людей, не позволяют оценить данное деяние в качестве малозначительного, поскольку оно представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Ссылки в жалобе в обоснование довода о малозначительности совершенного деяния на небольшое количество посещений прихожан и отсутствие прибыли у организации, не является основанием для освобождения религиозной организации от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, не свидетельствует объективно о неисполнимости предписания, и не может являться основанием для выводов о малозначительности деяния.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Ординского судебного района Пермского края от 16 октября 2023 года, решение судьи Ординского районного суда Пермского края от 21 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной религиозной организации православного Прихода храма во имя Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского д. Курилово Ординского района Пермского края Пермской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), оставить без изменения, жалобу законного представителя Местной религиозной организации Чуракова С.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.И. Трапезникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.