Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., изучив жалобу защитника ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области Михальчук Н.И. на решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 14 сентября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа по пожарному надзору от 21 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 14 сентября 2023 года (N 12-98/2022), решением судьи Свердловского областного суда от 8 ноября 2023 года (N72-836/2023) ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области просит решение судьи районного суда отменить, уменьшить административный штраф.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по запросу 4 июня 2024 года, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" установлены обязанности организаций по соблюдению требования пожарной безопасности и выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, по разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
При этом статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" за нарушение требований противопожарной безопасности предусмотрено привлечение к установленной законом ответственности.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Технический регламент, Федеральный закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года (далее - Правила N 1479) установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как установлено при рассмотрении дела, в соответствии с требованием прокуратуры Свердловской области от 15 июня 2023 года о выделении специалиста для проведения надзорных мероприятий на объекте защиты, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул.Озерная, д.2Б, находящемся в оперативном управлении ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, сотрудником ОНД и ПР г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области 26 июня 2023 года проведено обследование данного объекта, в ходе которого выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- место для курения табачной продукции, не обозначено соответствующим знаком "Место для курения" (нарушение п. 11 Правил N1479);
- на первом этаже, на входе в здание штаба, на путях эвакуации, поверх покрытия полов допускается использование ковровых дорожек без их крепления к полу (нарушение п. 31 Правил N 1479);
- не организовано проведение испытаний наружной открытой наружной лестницы, предназначенной для эвакуации людей при пожаре со второго этажа, помещения спальной комнаты, с составлением соответствующего протокола и внесении информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (нарушение ст.ст. 4, 6, 52, 59, 88 Технического регламента, п.п. "б" п. 17 Правил N 1479);
- не обеспечена огнестойкость деревянных строительных конструкций крыши здания, не осуществлена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций крыши в соответствии с нормативными документами пожарной безопасности, а также технической документации изготовителя средств огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Акт (протокол) юридическим лицом не представлен (нарушение п. 13 Правил N 1479);
- в помещении хранения оружия дверь выполнена не противопожарная, не оборудована приспособлениями для самозакрывания и уплотнителями в притворах (нарушение ст.ст. 4, 6, 52, 57, 58, 78, 88, 139, табл. 23, 24 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 12, 24 Правил N 1479);
- в помещении цеха УПРМУ отсутствуют пожарные краны (нарушение п. 16, п.п. "о" п. 50 Правил N 1479);
- не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности (ручной пожарный извещатель, огнетушитель) в обследуемых помещениях (нарушение п. 36 Правил N 1479, пп. 4.1, 4.2, 4.3, 5.1.1, 5.1.2, 6.2.1 приложения (обязательные) Л. к ГОСТ 12.4.026-2015 "Цветовые сигнальные знаки пожарной безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний").
По факту выявленных нарушений 28 июня 2023 года Свердловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, а должностным лицом пожарного надзора вынесено постановление о назначении наказания.
Факт совершения ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований не доверять сведениям о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных сведений, указывающих на то, что ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской областисостава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судьями районного и областного судов фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы должностного лица и судей нижестоящих инстанций сомнений не вызывают.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Доводы жалобы о снижении размера штрафа являлись предметом рассмотрения судьями нижестоящих судебных инстанций, получили правовую оценку и обосновано отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется. Вопреки доводам жалобы административное наказание назначено юридическому лицу в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с применением норм частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 этого Кодекса, является соразмерным и справедливым.
Ссылка защитника на устранение выявленных нарушений не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения в деянии юридического лица и о незаконности обжалуемых актов, а также не влечет изменение вида и размера назначенного наказания.
При пересмотре дела судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с требованиями статей 30.6, 30.9 КоАП РФ.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Каменска-Уральского, Каменского городского округа по пожарному надзору от 21 июля 2023 года, решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 14 сентября 2023 года, решение судьи Свердловского областного суда от 8 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, оставить без изменения, жалобу защитника ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области Михальчук Н.И. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения учреждения к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки. Размер штрафа был установлен с учетом смягчающих обстоятельств, однако доводы о его снижении были отклонены, так как нарушения не были устранены до момента проверки. Судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения.