Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу защитника Пенкиной Надежды Ивановны, действующей на основании доверенности в интересах Александровой Марины Сергеевны, на постановление мирового судьи судебного участка N 4 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе от 28 декабря 2023 года, решение судьи Лабытнангского городского суда постоянное судебное присутствие в с. Аскарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Александровой Марины Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе от 28 декабря 2023 года (N 5-624/4/2023), оставленным без изменения решением судьи Лабытнангского городского суда постоянное судебное присутствие в с. Аскарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2024 года (N 12-10/2024), прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) согласно пункту 2 части 1.1 статьи 29.9, пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, Александрова М.С. освобождена от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Александровой М.С. просит судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 23 мая 2024 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения Контрольно-счетной палаты Приуральского района от 12 октября 2023 года N 01-11/18 "О проведении планового контрольного мероприятия", при осуществлении "Аудита в сфере закупок одежды, обуви, мягкого инвентаря для предоставления мер социальной поддержки обучающихся в образовательных организациях Приуральского района за период с 1 января 2022 года по 30 сентября 2023 года" в МОУ Школа с. Аксарка в период с 13 октября 2023 года по 22 ноября 2023 года проведено контрольное мероприятие, которым установлено следующее.
Согласно пункту 1.3 Устава, утвержденного приказом Управления образования Администрации муниципального образования Приуральский район N 922 от 23 декабря 2013 года, Учредителем муниципального общеобразовательного учреждения "Школа с. Аксарка" является муниципальный округ Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа. Функции и полномочия учредителя в отношении МОУ Школа с. Аксарка осуществляются Управлением образования Приуральского района (далее - Учредитель).
Учреждение является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Учреждение имеет самостоятельный баланс, муниципальное задание и план финансово-хозяйственной деятельности.
Предметом деятельности Учреждения является реализация основных общеобразовательных программ, программ дополнительного образования, а также оказание дополнительных платных образовательных услуг.
Школа имеет структурное подразделение ? интернат. Положение о структурном подразделении ? интернат, утверждено приказом МОУ Школа с. Аксарка от 21 октября 2017 года N577А, согласовано с педагогическим советом (протокол от 9 октября 2017 года N3) и советом родителей (протокол от 20 октября 2017 года N2).
В целях обеспечения социальной поддержки обучающихся образовательных организаций из числа коренных малочисленных народов Севера при получении дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в образовательных организациях муниципального округа Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - муниципальный округ), реализующих соответствующие программы, установлены меры социальной поддержки, в том числе обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем (Постановление Администрации Приуральского района от 13 декабря 2022 года N749 "Об обеспечении питания, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающихся из числа лиц коренных малочисленных народов Севера, постоянно проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в муниципальных образовательных учреждениях муниципального округа Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее ? Положение N 749)).
Согласно пункту 7 Положения N749 финансирование расходов настоящей социальной поддержки ведется за счет выполнения муниципального задания, осуществляется в виде субсидии из местного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальной услуги, и предусматривается на эти цели в плане финансо-хозяйственной деятельности Учреждения.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что Учреждением 22 марта 2023 года заключен договор купли-продажи N14 на поставку экипировки для самбо на сумму 188 664, 00 рублей, оплата за полученный товар произведена 28 марта 2023 года (платежное поручение от 28 марта 2023 года N 724, детализация платежного поручения из информационно-аналитической системы "Исполнение бюджета". Учреждением приобретена униформа (куртки для самбо, шорты для самбо, наколенники, борцовки комбинированные) в количестве 14 комплектов ? данный товар не входит в перечень норм, утвержденных Положением N 749 и не может приобретаться за счет средств муниципального задания по муниципальной услуге "Содержание детей".
Установлено, что приобретенная экипировка, по данным бухгалтерского учета, по счету 105 "Материальные запасы" по структурному подразделению Интернат ? не значится, и в карточках учета выдачи имущества в пользование воспитанникам Интерната ? не выдана.
Из пояснений руководителя структурного подразделения Маркеловой Е.В. следует, что занятий (секций, кружков) в структурном подразделении ? интернат по услуге "Содержание детей" не организованы (не проводятся).
Проведенной проверкой установлено, что средства субсидии на выполнение муниципального задания, предоставленной за счет средств местного бюджета на выполнение услуги "Содержание детей" (код бюджетного обязательства 0601005 "Содержание детей") в сумме 188 664 рубля использованы не по целевому назначению.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что между МОУ Школа с. Аксарка и МУ "Централизованная бухгалтерия образовательных организаций Приуральского района" 25 декабря 2023 года заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета.
Согласно должностной инструкции, выполнение работ по осуществлению экономической деятельности МОУ Школа с. Аксарка (в том числе и определение кодов бюджетной классификации) закреплено за начальником планово-экономического отдела - Александровой М.С. (приказ N341-л от 8 августа 2019 года).
Таким образом, мировой судья пришел к выводу, что Александрова М.С. допустила оплату за приобретение экипировки (униформы для самбо) на сумму 188 664 рубля за счет средств, предусмотренных на выполнение услуги "Содержание детей", однако указанный товар не входит в перечень норм, утвержденных Положений N749 и не может приобретаться за счет средств муниципального задания по муниципальной услуге "Содержание детей".
Указанными действиями (бездействием) Александрова М.С, как должностное лицо совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ.
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности, мировой судья пришел к выводу, что вменяемое Александровой М.С. административное правонарушение не повлекло к существенным нарушениям в сфере бюджетного законодательства, в связи с чем принял во внимание положения статьи 2.9 КоАП РФ и прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ согласно пункту 2 части 1.1 статьи 29.9, пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, освободив Александрову М.С. от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Рассматривая жалобу Александровой М.С. на указанное постановление мирового судьи, судья городского суда согласился с выводами мирового судьи, указав, что все иные доводы, в частности о применении каких-либо кодов и бухгалтерской документации, значения не имеют.
Между тем, с решением судьи городского суда согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.
К таким доказательствам относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Выводы об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо выводы о его невиновности, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности либо неприменения с освобождением от ответственности.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На основании положений, приведенных в статьях 24.1, 26.11, 30.6 КоАП РФ, в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в решении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
Принимая во внимание, что возможность обжалования судебного акта и его пересмотр в вышестоящей инстанции является одним из неотъемлемых элементов конституционного права на судебную защиту, положения части 2 статьи 30.7 КоАП РФ не позволяют суду игнорировать или произвольно отклонять доводы жалобы, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в их удовлетворении, и, следовательно, выносить соответствующее решение без рассмотрения в полном объеме и оценки приводимых доводов, без указания на конкретные основания, по которым те или иные доводы отвергаются либо принимаются во внимание, а также без ссылок на соответствующие нормы материального и процессуального права.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей городского суда не выполнены. В нарушение указанных положений законность и обоснованность вынесенного постановления мирового судьи надлежащим образом не проверена.
Из материалов настоящего дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка N 4 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе от 28 декабря 2023 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ согласно пункту 2 части 1.1 статьи 29.9, пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, Александрова М.С. освобождена от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
В жалобе на постановление мирового судьи Александровой М.С. приведены доводы об отсутствии нарушения о нецелевом использовании по договору купи-продажи от 22 марта 2023 года N 14, экипировка для самбо использовалась по назначению, денежные средства поставщик получил, код бюджетной классификации Российской Федерации указан верно, изменение кода бюджетных ассигнований не говорит об использовании купленного мягкого инвентаря не по назначению, также в протоколе об административном правонарушении не указана ссылка на нарушение нормативно-правового акта, с приложением доказательств.
Вместе с тем указанные доводы судьей городского суда не проверены.
Следовательно, принимая решение по делу, судья городского суда указанным доводам правовую оценку не дал, не проверил правильность установления фактических обстоятельств дела и не дал оценку доводам жалобы и имеющимся по делу доказательствам, поэтому мотивы, по которым судьей сделаны выводы, вызывают сомнения.
Таким образом, судьей городского суда не выполнены в полном объеме требования статьи 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом судьей городского суда оставлено без внимания, что согласно вышеназванным требованиям статьи 30.6 КоАП РФ порядок пересмотра постановлений, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения лица к административной ответственности с исследованием всех материалов дела, а также в целях проверки доводов жалобы - истребование дополнительных материалов.
Такое разрешение дела не отвечает установленным КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях. Приведенные выше нарушения являются существенными и не позволяют признать решение судьи городского суда законным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Лабытнангского городского суда постоянное судебное присутствие в с. Аскарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении Александровой М.С, является незаконным и подлежит отмене как вынесенное с существенными нарушениями норм КоАП РФ, а дело - направлению в Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в с. Аскарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа на новое рассмотрение жалобы на постановление мирового судьи.
При новом рассмотрении судье городского суда следует учесть изложенное выше, устранить отмеченные недостатки, установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем доводам, изложенным в жалобе Александровой М.С, отразив в судебном акте мотивы их принятия или отказа, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Поскольку решение судьи городского суда подлежит отмене, приведенные в настоящей жалобе доводы о несогласии с постановлением мирового судьи и о необходимости его отмены, рассмотрению не подлежат, поскольку оспариваемое постановление вступившим в законную силу признать нельзя и указанные в жалобе доводы подлежат проверке судьей городского суда.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Лабытнангского городского суда постоянное судебное присутствие в с. Аскарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Александровой Марины Сергеевны, отменить.
Настоящее дело направить в Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в с. Аскарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа на новое рассмотрение жалобы Александровой Марины Сергеевны на постановление мирового судьи судебного участка N 4 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе от 28 декабря 2023 года.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что судья первой инстанции не выполнил требования законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении, связанного с нецелевым использованием бюджетных средств. В результате решение было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение для всесторонней оценки доводов и обстоятельств дела.