Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу Азизова Искандера Иззатоглы на вступившее в законную силу постановление судьи Режевского городского суда Свердловской области от 06 февраля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Азизова Искандера Иззатоглы,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Режевского городского суда Свердловской области от 06 февраля 2023 года Азизов И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В порядке, установленном статьями 30.1-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи городского суда обжаловано либо опротестовано не было, вступило в законную силу.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Азизов И.И. просит об изменении вступившего в законную силу постановления судьи городского суда, исключении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления судьи городского суда не нахожу.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), с учетом положений части второй этой же статьи, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что 03 февраля 2023 года в 12 часов 00 минут по адресу: Свердловская область, г. Реж, ул. Советская, д. 4, выявлен гражданин Республики "данные изъяты" Азизов И.И, который 14 октября 2022 года въехал на территорию Российской Федерации, по истечении 90 суток пребывания 13 января 2023 года выехал за пределы Российской Федерации и в этот же день 13 января 2023 года въехал в Российскую Федерацию, с указанной даты мер для легализации своего правового положения не принимал, уклоняясь от выезда из Российской Федерации, нарушив тем самым режим пребывания в Российской Федерации.
Факт совершения Азизовым И.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами. Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Азизова И.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вину в совершенном правонарушении Азизов И.И. при рассмотрении дела судьей городского суда не оспаривал. Вывод судьи городского суда о наличии в действиях Азизова И.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и мотивированным.
Азизов И.И. как гражданин иностранного государства должен знать требования миграционного законодательства и соответствующие компетентные государственные службы, разрешающие вопросы, связанные с его временным пребыванием на территории Российской Федерации, а также действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан.
Между тем, Азизов И.И, являясь гражданином Республики "данные изъяты", по истечении определенного срока пребывания незаконно находился на территории Российской Федерации, в том числе без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, следовательно, осознавал противоправный характер своего деяния, и должен был предвидеть правовые последствия.
Доводы жалобы о том, что Азизов И.И. не нарушал режим пребывания на территории Российской Федерации, подлежат отклонению.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Азизов И.И. непрерывно находился на территории Российской Федерации с 14 октября 2022 года по 13 января 2023 года, совершив 13 января 2023 года выезд и обратный въезд на территорию Российской Федерации.
Ссылки на то, что по истечении 90 суток пребывания начался новый период в 180 дней, в течение которого Азизов И.И. на законных основаниях находился на территории Российской Федерации, осуществив в установленном законом порядке миграционный учет по месту пребывания, получив миграционную карту со сроком пребывания на территории Российской Федерации по 11 апреля 2023 года, основаны на ошибочном толковании закона.
Миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (абзац шестой пункта 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 25.8 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации 16 августа 2004 года приняло Постановление N 413 "О миграционной карте", согласно которому миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации (пункт 2); бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию бесплатно должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.
На основании изложенного, доводы жалобы о наличии у Азизова И.И. миграционной карты не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
В настоящем случае объективная сторона вмененного административного правонарушения выразилась в нарушении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а именно, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом срока пребывания.
Факт уклонения от выезда по истечении установленного законом срока пребывания, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, каких-либо сомнений, вопреки доводам жалобы, не вызывает. Последующий выезд 13 января 2023 года и въезд 13 января 2023 года в Российскую Федерацию и получение на въезде миграционной карты не исключают наличие в деянии Азизова И.И. состава административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, нарушений, влекущих признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу, не допущено. Протокол содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в нем в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано в протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции части 1.1 статьи 18.8 названного кодекса и с указанием всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, содержит подпись должностного лица, составившего протокол. Недостатков, которые могли бы повлечь признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу, не допущено.
Указание должностным лицом административного органа в протоколе об административном правонарушении на нарушение иностранным гражданином Азизовым И.И. положений статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не свидетельствует об установлении должностным лицом в действиях Азизова И.И. двух правонарушений, поскольку данные нормы являются взаимосвязанными, регулируют вопросы в сфере миграции, и не свидетельствуют о наличии двух и более событий административных правонарушений.
Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, Азизову И.И. разъяснены, разъяснено право на услуги переводчика. В объяснениях к протоколу об административном правонарушении Азизов И.И. указал, что в переводчике не нуждается. Копия протокола вручена в установленном законом порядке. В объяснениях к протоколу об административном правонарушении Азизов И.И. обстоятельства, изложенные в протоколе, не оспаривал, подписал протокол без замечаний.
Указания в жалобе на то, что событие административного правонарушения установлено должностным лицом 03 февраля 2023 года в 12 часов 00 минут, при этом сведения из АС ЦБДУИГ были получены должностным лицом после установления события административного правонарушения 03 февраля 2023 года в 02 часа 53 минуты, опровергаются материалами дела, согласно которым, сведения из АС ЦБДУИГ были получены должностным лицом 03 февраля 2023 года в 10:02:53 (л.д. 8).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей городского суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Дело рассмотрено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки в жалобе на то, что протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом 03 февраля 2023 года, вместе с тем, протокол об административном правонарушении был передан на рассмотрение судье городского суда 06 февраля 2023 года, дело было рассмотрено судьей городского суда 06 февраля 2023 года, при этом, в протоколе об административном правонарушении не содержится сведений об извещении Азизова И.И. о рассмотрении дела судьей городского суда, не свидетельствуют о нарушении процессуальных прав Азизова И.И. в связи со следующим.
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (часть 2 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вместе с тем, сроки, предусмотренные частью 2 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются пресекательными, и нарушение данных сроков не свидетельствует о незаконности вынесенного судьей городского суда постановления.
Согласно части 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Поскольку санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет применение, кроме прочего, административного выдворения, судья городского суда обоснованно рассмотрел дело в сроки, предусмотренные частью 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а явка в суд лица, в отношении которого составлен административный протокол, была обеспечена органом его составившим.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Иные доводы жалобы не содержат указания на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания судьей городского суда принято во внимание смягчающее наказание обстоятельство, такое как признание вины.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Режевского городского суда Свердловской области от 06 февраля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Азизова Искандера Иззатоглы, оставить без изменения, жалобу Азизова Искандера Иззатоглы - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения иностранного гражданина к административной ответственности за уклонение от выезда из России по истечении срока временного пребывания, установив, что он не предпринял мер для легализации своего статуса и продолжал находиться на территории страны незаконно. Жалоба о пересмотре решения суда первой инстанции была отклонена.