Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу защитника Велижанина Александра Анатольевича - Шуйского Рудольфа Рудольфовича на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 512В от 01 декабря 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 19 июля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 31 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала АО "Золотые луга" Велижанина Александра Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 512В от 01 декабря 2021 года директор филиала АО "Золотые луга" Велижанин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 09 марта 2022 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 512В от 01 декабря 2021 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решением судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года, решение судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 09 марта 2022 года отменено, дело направлено в Центральный районный суд г. Тюмени на рассмотрение по подведомственности.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 19 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 31 августа 2022 года, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 512В от 01 декабря 2021 года изменено в части доводов о несвоевременном предоставлении отчетности по водопользованию, исключив это из обжалуемого постановления, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Велижанина А.А. - Шуйский Р.Р. просит вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 512В от 01 декабря 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 19 июля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 31 августа 2022 года отменить, производство по делу прекратить.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как усматривается из материалов дела, в отношении юридического лица АО "Золотые Луга" на основании решения Североуральского межрегионального управления Росприроднадзора N 123-рш от 20 сентября 2021 года проведена плановая выездная проверка с 27 сентября 2021 года по 20 октября 2021 года, в результате которой выявлено, что АО "Золотые луга" не обеспечено соблюдение условий пользования водным объектом, а именно: допущен сброс сточных вод в водный объект - в пруд на р. Солоновка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах сточной воды из р. Солоновка, в месте сброса сточных вод; допущен сброс сточных вод в водный объект - в пруд на р. Солоновка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах природной поверхностной воды из р. Солоновка; нарушены подпункт 15 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27 декабря 2017 года N 72-14.01.04.001-П-РСВХ-С-2017-01326/00 и подпункт з пункта 19 договора от 29 июня 2020 года N 72-14.01.04.001-П-ДЗВО-С-2020-02674/00, а именно: не представлены результаты анализов природной воды пруда на р. Солоновка в контрольном и фоновом створах.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении должностного лица - директора филиала АО "Золотые луга" Велижанина А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 512В от 01 декабря 2021 года Велижанин А.А. привлечен к административной ответственности.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 19 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 31 августа 2022 года, постановление должностного лица N 512В от 01 декабря 2021 года изменено, из постановления исключены выводы должностного лица о несвоевременном предоставлении отчетности по водопользованию, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Обстоятельства совершения директором филиала АО "Золотые луга" Велижаниным А.А. административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил водопользования при заборе воды из водного объекта, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, судьями районного и областного судов дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия директора филиала АО "Золотые луга" Велижанина А.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению природоохранного законодательства.
Довод жалобы о том, что АО "Золотые луга" выполняет условия разрешения на сброс сточных вод, с указанием на то, что вклад в загрязнение водного объекта вносят другие источники, расположенные между точкой выпуска сточных вод и контрольным створом, является несостоятельным.
Так, согласно экспертному заключению N 92 от 18 октября 2021 года по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах сточной воды из р. Солоновка, в месте осуществления сброса сточных вод (л.д. 15-19).
Исходя из данного заключения следует, что АО "Золотые луга" не выполняет условия водопользования в части соблюдения установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами.
Оснований для сомнений в достоверности проведенных исследований и полученных результатов не имеется; объективных сведений, опровергающих данные обстоятельства, в дело не представлено.
Довод о невозможности повлиять на качество сточных вод, не влечет освобождение директора филиала АО "Золотые луга" Велижанина А.А. от административной ответственности, поскольку АО "Золотые луга" является водопользователем и именно на нем лежит обязанность по соблюдению условий и правил на которых водный объект предоставлен для использования.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судами норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований для освобождения директора филиала АО "Золотые луга" Велижанина А.А. от административной ответственности не усматривается.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, приведенные в настоящей жалобе, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Указанные доводы не ставят под сомнение наличие в действиях директора филиала АО "Золотые луга" Велижанина А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки выводов должностного лица (с учетом изменений, внесенных решением судьи районного суда), судей нижестоящих судебных инстанций, представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные по делу обстоятельства, не имеется.
Объективных сведений, опровергающих выводы судей, в материалы дела заявителем не представлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности должностного лица, как и доказательств нарушений требований законности не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание директору филиала АО "Золотые луга" Велижанину А.А. назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым.
Судьи районного и областного судов, рассмотрев жалобы на постановление должностного лица, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 512В от 01 декабря 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 19 июля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 31 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала АО "Золотые луга" Велижанина Александра Анатольевича, оставить без изменения, жалобу защитника Велижанина Александра Анатольевича - Шуйского Рудольфа Рудольфовича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения должностного лица к административной ответственности за нарушение правил водопользования, выразившееся в сбросе сточных вод с превышением допустимых норм. Судебные инстанции установили наличие всех необходимых доказательств, подтверждающих вину, и отклонили доводы о несостоятельности обвинения, оставив решения нижестоящих судов без изменения.