Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу Акатьева Виталия Евгеньевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области от 03 ноября 2023 года, решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО ТФ "Фармтовары" Акатьева Виталия Евгеньевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области от 03 ноября 2023 года (резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 22 февраля 2024 года), оставленным без изменения решением судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 декабря 2023 года, директор ООО ТФ "Фармтовары" Акатьев В.Е. (далее - Акатьев В.Е.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Акатьев В.Е. просит указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Также с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, правовых оснований к рассмотрению которого не имеется, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу акты, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, не предусмотрен. Также в просительной части жалобы содержится ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, которое рассмотрению не подлежит, поскольку жалобы на вступившие в законную силу судебные акты по делам об административных правонарушениях государственной пошлиной не облагаются. Ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и в отсутствие лиц, участвующих в деле, удовлетворению не подлежит, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления и решения по делу об административном правонарушении в судебном заседании.
Ввиду того, что правовые основания возможности предъявления и рассмотрения в рамках производства по делу об административном правонарушении требований лица, привлекаемого к административной ответственности, о взыскании денежных средств Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрены, то ходатайство о принятии к производству встречных исковых требований о взыскании с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее ОСФР по Свердловской области) в пользу Акатьева В.Е. денежных средств и направлении копии встречного искового заявления ОСФР по Свердловской области удовлетворению не подлежит.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сроков представления сведений о начисленных страховых взносах в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Обязанность страхователя представлять в территориальные органы страховщика (ФСС) документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным, установлена в пункте 19 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). При этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Расчетный и отчетный периоды по страховым взносам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены в статье 22.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.
Страхователи ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган страховщика по месту их регистрации сведения о начисленных страховых взносах в составе единой формы сведений, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Акатьев В.Е, являясь директором ООО ТФ "Фармтовары", расположенного по адресу: "адрес", в нарушение пункта 1 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не предоставил сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за первый квартал 2023 года до 25 апреля 2023 года, указанные сведения были предоставлены им 05 июня 2023 года.
Факт совершения Акатьевым В.Е. данного административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Вопреки доводам жалобы, доказательства того, что Акатьевым В.Е, как должностным лицом, на которого возложены обязанности по своевременному предоставлению сведений о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходам на выплату страхового обеспечения, были предприняты все зависящие от него меры по предоставлению необходимых сведений за первый квартал 2023 года в установленный законом срок, а также контроля за принятием данных сведений в пределах установленного законом срока компетентным органом, материалы дела не содержат.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Акатьева В.Е. правильно квалифицированы по части 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы аналогичны доводам, содержащимся в жалобе на постановление мирового судьи, являлись предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении.
Доводы жалобы о нарушении подсудности при рассмотрении дела мировым судьей, являются несостоятельными.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Акатьев В.Е. является должностным лицом и местом исполнения обязанностей Акатьева В.Е. является место нахождения юридического лица, которое в силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Местом нахождения ООО ТФ "Фармтовары" является адрес: "адрес", что подтверждается сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 9). Указанный адрес расположен в пределах территориальной юрисдикции судебного участка N 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области.
Таким образом, дело рассмотрено мировым судьей с соблюдением требований статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением правил подсудности. В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании, выводы мирового судьи, изложенные в постановлении, мотивированы.
При назначении Акатьеву В.Е. административного наказания мировым судьей учтены требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Тот факт, что судья районного суда не разъяснил в решении сроки его обжалования, не может повлечь удовлетворение жалобы, поскольку срок на подачу жалобы на вступившие в законную силу постановление и (или) решение не является пресекательным. Отсутствие в указанном судебном акте сведений о сроке его обжалования не лишило Акатьева В.Е. права обжаловать вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующий судебный акт в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствующий суд. Акатьев В.Е. реализовал свое право на обжалование, подав настоящую жалобу.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, при рассмотрении дела не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области от 03 ноября 2023 года, решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО ТФ "Фармтовары" Акатьева Виталия Евгеньевича, оставить без изменения, жалобу Акатьева Виталия Евгеньевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что директор компании виновен в нарушении сроков представления сведений о начисленных страховых взносах, что повлекло наложение административного штрафа. Жалоба на решение суда первой инстанции была отклонена, так как не были представлены доказательства, подтверждающие выполнение обязательств по своевременному предоставлению информации.