Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу Строкиной Киры Сергеевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 42 судебного района города Кургана Курганской области от 05 февраля 2024 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 11 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Строкиной Киры Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 42 судебного района города Кургана Курганской области от 05 февраля 2024 года (резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2024 года), оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 11 марта 2024 года, Строкина К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на вступившие в законную силу судебные акты, Строкина К.С. просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с этими нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими основания для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, пунктом 2 раздела I Правил освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1882 (далее - Правила), установлено, что достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) поведение, не соответствующее обстановке).
Подпунктом "а" пункта 8 Правил установлено, что направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Как установлено при рассмотрении дела, 25 декабря 2023 года в 17 часов 20 минут на 6 километре шоссе им. Тюнина в г. Кургане Строкина К.С. управляла транспортным средством "Равон", государственный регистрационный знак "данные изъяты", с признаком опьянения: запах алкоголя изо рта (л.д.7).
В связи с наличием названного признака опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Строкиной К.С. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Строкина К.С. отказалась, что также подтверждается видеозаписью.
В связи с отказом Строкиной К.С. от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, в соответствии с пунктом 8 Правил Строкина К.С. была направлена на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, 25 декабря 2023 года в 18 часов 00 минут на 6 километре шоссе им. Тюнина в г. Кургане Строкина К.С. не выполнила законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Отказ Строкиной К.С. от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения зафиксирован в названном протоколе о направлении на медицинское освидетельствование от 25 декабря 2023 года, где в графе "Пройти медицинское освидетельствование" она собственноручно написала: "Отказываюсь" и расписалась в соответствующих графах, что удостоверено подписью должностного лица и зафиксировано на видеозаписи.
Порядок направления Строкиной К.С. на медицинское освидетельствование сотрудниками ДПС ГИБДД соблюден, требование сотрудника полиции о прохождении Строкиной К.С. медицинского освидетельствования на состояние опьянения являлось законным и обоснованным.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом об отстранении от управления транспортным средством, протоколом о направлении на медицинское освидетельствование, показаниями инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Кургану Кривоногова И.С, допрошенного мировым судьей в судебном заседании, предупрежденного об административной ответственности, предусмотренной статьей 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, видеозаписью и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние Строкиной К.С. образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок применения мер обеспечения по делу и составления сопровождающих их процессуальных документов зафиксирован на видеозапись, которая в соответствии с требованиями статьей 25.7 и 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применялась для удостоверения процессуальных действий.
Действия Строкиной К.С. мировым судьей правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и правовыми нормами.
Протокол об административном правонарушении в отношении Строкиной К.С. составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Строкиной К.С. разъяснены, что подтверждено подписью Строкиной К.С. в соответствующей графе протокола, а также содержанием видеозаписи.
Доводы жалобы о том, что в протокол об административном правонарушении должностным лицом были внесены исправления в части времени совершения административного правонарушения (17 часов 20 минут исправлено на 18 часов 00 минут), с которыми Строкина К.С. не была ознакомлена, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, данное обстоятельство было устранено мировым судьей в ходе рассмотрения дела, что не влечет признание протокола недопустимым доказательством в порядке части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не является существенным недостатком протокола, не свидетельствует о его составлении с нарушением закона.
Мировым судьей в судебном заседании был допрошен инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Кургану Кривоногов И.С, который показал, что временем совершения административного правонарушения является 18 часов 00 минут 25 декабря 2023 года, изначально в протоколе об административном правонарушении ошибочно было указано время совершения правонарушения - 17 часов 20 минут 25 декабря 2023 года, что является временем отказа Строкиной К.С. от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Данную описку Кривоногов И.С. заметил непосредственно сразу после вручения процессуальных документов Строкиной К.С. Изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Строкиной К.С.
Время совершения административного правонарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении, после внесенных в него исправлений, - 18 часов 00 минут, согласуется со временем совершения иных процессуальных действий, а именно со временем отстранения от управления транспортным средством - 17 часов 20 минут, временем отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в 18 часов 00 минут, указанному в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование, и сомнений не вызывает.
Кроме того, анализ видеозаписи, имеющейся в материалах дела, также подтверждает тот факт, что временем совершения административного правонарушения является время отказа Строкиной К.С. от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то есть 18 часов 00 минут (л.д. 5).
Следует отметить, что к событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по каждому делу об административном правонарушении.
Таким образом, мировым судьей при рассмотрении дела на основании имеющихся в материалах дела и иных исследованных доказательств достоверно установлено время совершения Строкиной К.С. административного правонарушения - 25 декабря 2023 года в 18 часов 00 минут.
Кроме того следует отметить, что 16 января 2024 года, то есть до рассмотрения дела мировым судьей, защитник Строкиной К.С. - Владимиров Б.А. в полном объеме ознакомился с материалами дела путем фотографирования, в том числе с содержанием всех процессуальных документов и с внесенными в них изменениями (л.д. 14). В связи с чем, содержание и суть внесенных изменений Строкиной К.С. и ее защитнику были известны.
Процессуальные документы в отношении Строкиной К.С. составлены в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат все необходимые сведения, их содержание изложено в достаточной степени ясности. При исследовании материалов дела нарушений в последовательности осуществления процессуальных действий и хронологии составления соответствующих процессуальных документов не установлено.
Все имеющие значение для квалификации действий Строкиной К.С. и подлежащие выяснению обстоятельства по делу установлены, доказательства оценены в соответствии с правилами статьей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неустранимых сомнений в виновности Строкиной К.С. в совершении административного правонарушения не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела соблюдены.
В постановлении мирового судьи содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Дело рассмотрено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении Строкиной К.С. административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана объективная оценка всем доводам жалобы.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы мирового судьи, а также судьи городского суда не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, из представленных материалов не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 42 судебного района города Кургана Курганской области от 05 февраля 2024 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 11 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Строкиной Киры Сергеевны, оставить без изменения, жалобу Строкиной Киры Сергеевны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Установлено, что водитель, имея признаки опьянения, не выполнила законное требование сотрудника ГИБДД, что квалифицировано как административное правонарушение. Судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения.