Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу защитника Досина Валерия - Аникина Анатолия Анатольевича на вступившие в законную силу постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 февраля 2024 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Досина Валерия,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 марта 2024 года, гражданин "данные изъяты" Досин В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Сургуту.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Досина В. - Аникин А.А. просит отменить принятые по делу судебные акты, прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 7 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1162, закреплено, что должностными лицами уполномоченных органов проводится проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности пребывания иностранными гражданами на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Как следует из материалов дела, 22 февраля 2024 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. Сургут, ул. Профсоюзов, д. 54, Досин В, являясь гражданином иностранного государства - "данные изъяты", с целью обозначения себя в качестве законно находящегося на территории Российской Федерации иностранного гражданина, на вопрос сотрудника полиции о фактах выдворения или депортации в период предыдущего нахождения на территории Российской Федерации пояснил, что за пределы Российской Федерации выдворен не был и не подвергался депортации, хотя фактически был подвергнут административному выдворению (депортации) 02 января 2024 года Пограничным Управлением ФСБ России, тем самым во время определения статуса иммигранта предоставил недостоверные сведения о законности своего нахождения в Российской Федерации, в нарушение статьи 30 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 13 ноября 2012 года N 1162 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения иностранного гражданина Досина В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Досиным В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами. Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Досина В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что материалы дела не содержат доказательств вины Досина В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным.
Так, вина Досина В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении, письменными объяснениями Досина В, сведениями СПО "Мигрант - 1" ФМС России, справкой "Граница, справка на лицо", рапортами старшего инспектора ОИКиАП ОВМ УМВД России по г. Сургуту ФИО5 рапортом оперуполномоченного отдела уголовного розыска УМВД России по г. Сургуту ФИО2
Таким образом, указанное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что Досин В. не предоставлял ложные сведения с целью обозначения себя в качестве законно находящегося на территории Российской Федерации, с указанием на то, что Досин В. не располагал информацией о депортации, решение о депортации сотрудниками Пограничного Управления ФСБ России ему не вручалось, не свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения и вины Досина В. в его совершении, при этом указанные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно признаны несостоятельными.
Как следует из справки "Граница, справка на лицо", 13 августа 2020 года в отношении Досина В. принято решение о депортации. 02 августа 2021 года Досину В. с целью прохождения лечения на территории Российской Федерации разрешен въезд в страну. При этом 02 января 2024 года в отношении Досина В. повторно принято решение о депортации (л.д. 26). Досин В. был депортирован, однако в последующем незаконный въезд на территорию Российской Федерации был им осуществлен 13 января 2024 года.
Таким образом, оснований полагать, что Досин В. не располагал информацией о депортации, не имеется.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие в материалах дела решения о депортации гражданина "данные изъяты" Досина В. не свидетельствует об отсутствии в действиях Досина В. состава вмененного административного правонарушения, не влияет и на квалификацию совершенного им административного правонарушения. Данные доводы сами по себе не свидетельствуют о том, что данное решение в отношении Досина В. не выносилось, сведения о депортации также содержатся в справке "Граница, справка на лицо".
Ссылка на то, что справка "Граница, справка на лицо" не является самостоятельным решением о депортации и не может быть признана в качестве доказательства по делу, не принимается во внимание, поскольку данная справка содержит все необходимые данные в отношении иностранного гражданина Досина В, в том числе, данные о пересечении государственной границы и запретах на въезд на территорию Российской Федерации, сведения в данной справке являются достоверными, справка "Граница, справка на лицо" обоснованно принята судьями нижестоящих инстанций в качестве относимого, допустимого и достоверного доказательства вины Досина В. Доказательства, опровергающие данные, содержащиеся в указанной справке, Досиным В. в материалы дела не представлены.
Кроме того, сведения, содержащиеся в справке "Граница, справка на лицо" согласуются с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе с рапортом старшего инспектора ОИКиАП ОВМ УМВД России по г. Сургуту ФИО6 согласно которому Досин В. был подвергнут депортации за пределы Российской Федерации дважды 13 августа 2020 года и 02 января 2024 года Пограничным Управлением ФСБ России, и в последующем осуществил незаконный въезд на территорию Российской Федерации 13 августа 2020 года и 13 января 2024 года (л.д. 3).
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Досина В. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Гражданин "данные изъяты" Досин В, как участник правоотношений, регулируемых миграционным законодательством, не мог не осознавать последствий административного выдворения (депортации) за пределы Российской Федерации, а также не знать об установленных правилах въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации. Именно на нем в данном случае лежит обязанность принять меры к соблюдению требований законодательства страны пребывания, соблюдению установленных на территории Российской Федерации требований миграционного законодательства.
В целом, доводы жалобы сводятся к переоценке установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Досина В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Досина В. в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны необходимые сведения. Права разъяснены, копия протокола вручена. В объяснениях к протоколу отмечено, что русским языком Досин В. владеет, в переводчике не нуждается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Дело рассмотрено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Вопреки доводам жалобы, нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначение Досину В. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы заявителя, приведенные в жалобе, о том, что на территории Российской Федерации Досин В. имеет собственное жилое помещение, приобретенное им 19 февраля 2024 года, а также наличие у Досина В. вида на жительство и места работы на территории Российской Федерации, не освобождают Досина В, как иностранного гражданина от обязанности по соблюдению миграционного законодательства и от ответственности за его неисполнение, не свидетельствуют о прекращении правовой связи такого лица с государством гражданской принадлежности и не являются обстоятельствами, препятствующими назначению наказания в виде административного выдворения.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в настоящем случае имеющиеся доказательства не свидетельствуют о необоснованном и несоразмерном вмешательстве в личные и семейные правоотношения. Досин В. не имеет родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, оснований полагать, что у Досина В. утрачены связи с "данные изъяты", не имеется, оснований считать Досина В. оседлым мигрантом, из материалов дела не усматривается.
Кроме того, судьями обоснованно приняты во внимание сведения, изложенные в рапорте оперуполномоченного отдела уголовного розыска УМВД России по г. Сургуту от 22 февраля 2024 года, согласно которому Досин В. осуществляет на территории Российской Федерации деятельность, дискредитирующую Вооруженные силы Российской Федерации) (л.д. 12).
Также принимается во внимание, что вступившим в законную силу постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 февраля 2024 года Досин В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком 14 суток, согласно которому Досин В, которого необходимо было доставить в УМВД России по г. Сургуту в целях проверки причастности к осуществлению деятельности, направленной на дискредитацию Вооруженных сил Российской Федерации, не выполнил требования сотрудника полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей по охране общественного порядка, воспрепятствовал исполнению сотрудниками полиции своих обязанностей (на требование сотрудника полиции пройти в служебное помещение вел себя агрессивно, выражался нецензурной бранью, отталкивал сотрудников полиции, предпринял попытки скрыться).
На основании изложенного, учитывая представленные в дело доказательства, содержащие сведения, касающиеся характера правонарушения, личности лица, привлекаемого к ответственности, мера административного воздействия без назначения наказания в виде выдворения за пределы территории Российской Федерации не может способствовать (что очевидно следует и из предшествующего поведения Досина В.) выполнению задач законодательства об административных правонарушениях и достижению цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений. Назначенное наказание, вопреки доводам жалобы, является соразмерным допущенному нарушению.
Кроме того, как следует из информации, полученной из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Сургуту, постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 февраля 2024 года исполнено, 05 апреля 2024 года Досин В. выдворен за пределы Российской Федерации.
Судья окружного суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 февраля 2024 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Досина Валерия, оставить без изменения, жалобу защитника Досина Валерия - Аникина Анатолия Анатольевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения иностранного гражданина к административной ответственности за предоставление недостоверных сведений о своем статусе на территории России, что нарушает миграционное законодательство. Судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения, а жалоба защитника отклонена. Назначенное наказание в виде штрафа и выдворения признано соразмерным и обоснованным.