Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 декабря 2006 г. N Ф04-8301/2006(29028-А67-27)
(извлечение)
Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, Б. (далее - предприниматель Б.) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 25.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2006 Арбитражного суда Томской области, заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд исходил из того, что предпринимателем Б. при осуществлении предпринимательской деятельности нарушены требования и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией).
Вина в совершении административного правонарушения доказана и подтверждена материалами дела.
В кассационной жалобе предприниматель Б. просит отменить принятые по делу судебные акты.
Указывает, что график движения автобусов не нарушала. Вывод суда об осуществлении деятельности по перевозки пассажиров без паспорта и схемы опасных участков не соответствует действительности. Так же, полагает, что в пропуске срока очередного технического осмотра ее вина как предпринимателя отсутствует.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания Управление не представило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что предприниматель Б. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии АСС-70-085471 от 16.06.2003 года.
Инспектором транспортной инспекции проведена внеплановая проверка предпринимателя Б. по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров по городскому, регулярному маршруту N 442.
По результатам указанной проверки составлен акт N 122 от 30.03.2006, согласно которому установлено нарушение предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно: не заключен договор с органами исполнительной власти на право оказания услуг по осуществлению перевозки пассажиров и багажа, не составлен и не утвержден паспорт регулярных автобусных перевозок, не составлена и не утверждена схема маршрута с указанием опасных участков, не организовывались и не проводились с привлечением работников органов здравоохранения послерейсовые медицинские осмотры, графики движения по маршруту N 442, по которым предприниматель осуществляет перевозки пассажиров не утверждены, и не согласованы с соответствующими органами местного самоуправления, не обеспечено проведение работ по техническому обслуживанию автобуса.
Управлением составлен протокол N 001224 от 31.03.2006 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях, который послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности. Деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, поэтому при ее осуществлении субъект перевозочной деятельности обязан соблюдать установленные законодательством требования и условия.
В силу статьи 21 Закона о безопасности дорожного движения мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог определенными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Требования о необходимости согласования и утверждения паспорта и схемы маршрута предусмотрены Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.
В силу пункта 5.2.1 Положения N 2 владельцы автобусов обязаны составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
Судом установлено, что доказательства, подтверждающие наличие утвержденного в установленном порядке паспорта и схемы маршрута у предпринимателя отсутствуют.
Кроме этого, согласно пункту 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию.
Порядок утверждения расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов устанавливается Правилами перевозок.
Из пункта 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 N 200, а также параграфа 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 N 176, следует, что расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.
В силу пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения N 2, владельцы автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута, разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
При этом в силу статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям городской администрации в области транспорта относится осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, а также утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
Судом установлено, что доказательства разработки предпринимателем Б. таких графиков и их утверждения (согласования) в установленном порядке в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения организации и водители- предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Судом установлено, что в нарушение указанной нормы, ответчик проводила техническое обслуживание автобуса с нарушением установленных сроков, что подтверждается записями в сервисной книжке по проведению технического обслуживания автобуса и путевым листом N 017 от 21.02.2006.
Суд кассационной инстанции не соглашается с выводом арбитражного суда о том, что предприниматель Б. не должна была, осуществляя деятельность по перевозке пассажиров, заключать договор с органами исполнительной власти.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию. Перечень лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров установлен пунктом 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, к их числу относится выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Статьями 1, 9 Закона Томской области "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области" от 10.04.2001 N 21-03 предусмотрена организация перевозок пассажиров в Томской области на основе заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между перевозчиком, то есть юридическим или физическим лицом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, и органами государственной власти и местного самоуправления либо уполномоченными ими юридическими лицами, выступающими заказчиками перевозок.
Учитывая изложенное, предприниматель Б., осуществляя деятельность по перевозкам пассажиров на автобусе по регулярному пригородному маршруту N 442, проходящему как по территории г. Томска, так и по территории ЗАТО Северск, должна была заключить договор с органами государственной власти и местного самоуправления либо уполномоченными ими лицами.
При таких обстоятельствах, суд пришел к ошибочному мнению о неправомерности привлечения предпринимателя к административной ответственности по указанному обстоятельству.
Однако данное обстоятельство не привело к принятию судом неправильного решения.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что предприниматель Б. правомерно привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы подателя жалобы на нарушение Управлением при проведении проверки процессуальных норм права были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.08.2006 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4761/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2006 г. N Ф04-8301/2006(29028-А67-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании