Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рожкова Ильи Олеговича на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 20 декабря 2023 года по административному делу N 2а-9508/2023 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к Рожкову Илье Олеговичу о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав представителя Рожкова И.О. - Еманову Н.Л, настаивавшую на удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее - УФНС России по Курганской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Рожкову И.О. о взыскании:
- пени, начисленных за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, за 2016 г, за период с 18 мая по 20 декабря 2018 г, в размере 151 руб. 44 коп.;
- пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 г, за период с 17 мая по 20 декабря 2018 г, в размере 67 руб. 66 коп.;
- пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 г, за период с 17 мая по 20 декабря 2018 г, в размере 344 руб. 89 коп.;
- налога на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НДФЛ), в размере 394 965 руб, пени за несвоевременную уплату НДФЛ за период с 16 июля 2021 г. по 18 января 2022 г. в размере 17 536 руб. 44 коп, штрафа в размере 78 993 руб.; штрафа за налоговое правонарушение (непредставление налоговой декларации) в размере 59 244 руб. 75 коп.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 20 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 20 декабря 2023 года, требования налогового органа удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 07 мая 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Рожков И.О. просит отменить решение Курганского городского суда Курганской области от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 20 декабря 2023 года в части взыскания НДФЛ, соответствующих пени штрафных санкций, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций в указанной части.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что при расчете НДФЛ от сделки по продаже земельного участка следовало учитывать кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 18 января 2022 года в размере 1 329 300 руб. и, в силу пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащую применению с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости (с 01 января 2014 года).
В суде кассационной инстанции представитель Рожкова И.О. - Еманова Н.Л. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала по приведенным в жалобе основаниям.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Рожкова И.О. - Еманову Н.Л, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушения судами не допущено.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Рожков И.О. в период с 16 февраля года по 20 апреля 2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, в связи с чем в указанный период являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, налога на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
В связи с неуплатой в установленный законом срок налоговым органом Рожкову И.О. начислены за 2017 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в сумме 7 150 руб, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г, в сумме 1 402 руб. 50 коп.
Решением налогового органа о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам от 27 января 2020 г. N 174 указанная недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 г. списана на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с утратой налоговым органом возможности ее взыскания.
Начисления по представленной Рожковым И.О. налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, за 2016 г. составили 5 200 руб, в установленный законом срок налог уплачен не был.
Решением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану от 7 декабря 2017 г. N 4603 Рожков И.О. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, определена задолженность за 2016 г. по налогу на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в сумме 1 394 руб, пени, начисленные за несвоевременную уплату указанного налога, в сумме 57 руб. 47 коп, штраф в размере 659 руб. 40 коп.
На основании судебных приказов N 2а-1069/2018 от 22 февраля 2018 г. и 2а-5012/2018 от 11 сентября 2018 г. задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученные от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, за 2016 г. в суммах 5 200 руб. и 1 394 руб. взыскана с Рожкова И.О. Управлением Федеральной службы судебных приставов по Курганской области 24 июля 2018 г. и 5 февраля 2020 г. соответственно.
Рожков И.О. в период с 4 февраля по 31 августа 2020 г, менее минимального предельного срока владения, установленного пунктом 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, являлся собственником жилого дома, с кадастровым номером "данные изъяты" и земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты", находящихся по адресу: "данные изъяты"
Кроме того, Рожков И.О. в период с 28 января 2019 г. по 25 июня 2020 г, менее минимального предельного срока владения, установленного пунктом 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, являлся собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося по адресу: "данные изъяты"".
В ходе камеральной проверки налоговым органом установлен факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 г, общая сумма налога на доходы физических лиц от продажи имущества в 2020 г. составляет 394 965 руб.
Решением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану от 18 января 2022 г. N 139 Рожков И.О. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, начислены штраф за непредставление налоговой декларации за 2020 г. в сумме 59 244 руб. 75 коп, штраф за неуплату налога за 2020 г. в сумме 78 993 руб, определен размер недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицом со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 394 965 руб, пени, начисленные на указанную недоимку по налогу в сумме 17 536 руб. 44 коп.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок, должнику были начислены пени и направлены требования об уплате обязательных платежей и санкций N 32708 по состоянию на 21 декабря 2018 г. и N 685 по состоянию на 24 марта 2022 г.
С учетом уменьшения задолженности по требованию N 32708, сумма задолженности Рожкова И.О. составила:
по требованию N 32708 - в общей сумму 563 руб. 99 коп, в том числе: пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими липами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, исчисленные за период с 18 мая по 20 декабря 2018 г, в сумме 151 руб. 44 коп; пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 г, исчисленные за период с
мая по 20 декабря 2018 г, в сумме 67 руб. 66 коп; пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 г, исчисленные за период с 17 мая по 20 декабря 2018 г, в сумме 344 руб. 89 коп.;
по требованию N 685 - в общем размере 550 739 руб. 19 коп, в том числе: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 394 965 руб, пени на указанный налог, исчисленные за период с 16 июля 2021 г. по 18 января 2022 г, в сумме 17 536 руб. 44 коп, штраф в сумме 78 993 руб, штраф в сумме 59 244 руб. 75 коп.
Требования об уплате недоимки, пени, штрафов Рожковым И.О. не исполнены.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По заявлениям УФНС России по Курганской области мировым судьей судебного участка N 39 судебного района города Кургана Курганской области вынесены судебные приказы N 2а-6402/2022 от 2 сентября 2022 г, N 2а-9074/2022 от 18 ноября 2022 г. о взыскании в пользу УФНС России по Курганской области указанной задолженности, которые отменены определениями этого же мирового судьи от 25 января 2023 г. в связи с поступлением возражений от Рожкова И.О.
10 июля 2023 г, то есть в пределах установленного законом срока, У ФНС России по Курганской области обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением к Рожкову И.О.
Разрешая требования УФНС России по Курганской области, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности по налогу, штрафам и пени, сроки обращения в суд, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с Рожкова И.О. недоимки по пени, начисленных на недоимку по страховым взносам и НДФЛ за 2016 год, а также НДФЛ за 2020 год, соответствующих штрафа и пени в заявленном в административном иске размере.
Судебная коллегия по административным делам областного суда, согласилась с данными выводами суда первой инстанции, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что при расчете НДФЛ от сделки по продаже земельного участка следовало учитывать кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 18 января 2022 года в размере 1 329 300 руб. и, в силу пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащую применению с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости (с 01 января 2014 года), не могут быть приняты во внимание.
Действительно, абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции введенной Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона N 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Однако, Решением ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 18 января 2022 года N УРС-45/2021/001071 кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 1 329 300 руб. на основании Отчета об оценке N 2021-07/148 от 21 декабря 2021 года установлена на дату 29 октября 2021 года. Данное Решение в установленном законом порядке не оспорено.
В ЕГРН 28 января 2022 года внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 329 300 руб. на основании указанного Решения от 18 января 2022 года. Также, ЕГРН содержит сведения о дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 29 октября 2021 года и дате начала применения кадастровой стоимости - 01 января 2021 года.
При таких обстоятельствах, оснований учитывать кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 18 января 2022 года в размере 1 329 300 руб. по состоянию на 29 октября 2021 года, для расчета налоговой базы по НДФЛ за 2020 год не имелось.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное судебное решение.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение городского суда и апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рожкова Ильи Олеговича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.