Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и науки Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 07 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 ноября 2023 года, принятые по административному делу N2-2384/2023 по административному иску прокурора города Златоуста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению профессиональная образовательная организация "Златоустовский техникум технологии и экономики", Министерству образования и науки Челябинской области о возложении обязанности, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Златоуста, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению профессиональная образовательная организация "Златоустовский техникум технологии и экономики" (далее ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ", Министерству образования и науки Челябинской области, в котором просил:
1.возложить на ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" обязанность в срок в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении по адресу: г.Златоуст, ул.Ковшова, 7, а именно:
- обязать составить регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем автоматической пожарной сигнализации;
- обязать утвердить регламент технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности;
- обязать обеспечить ежегодное проведение испытаний при эксплуатации сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) о возможности дальнейшей эксплуатации для ПКП ВЭРС-П24;
- выполнить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в четырехэтажном здании учебного корпуса в соответствии требованиями пожарной безопасности, установив систему четвертого или пятого типа;
2. Обязать Министерство образования и науки Челябинской области выделить ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в помещении по адресу: г.Златоуст, ул.Ковшова, 7.
В обоснование требований указал, что в здании ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ", расположенном по адресу: г.Златоуст, ул.Ковшова, 7, длительное время не выполняются мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно: Правил противопожарного режима в РФ, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 1.131.30-2009. Для устранения вышеуказанных нарушений директору ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" ОНД N 1 выдано предписание N 288/1/1от 27 октября 2021 года со сроком исполнения до 01 октября 2022 года. Однако, согласно представленной в прокуратуру города информации, по состоянию на 05 апреля 2023 года ответчиком не устранены вышеуказанные нарушения, наличие которых создает условия для возможного причинения вреда жизни, здоровью участников образовательного процесса. Возникновение пожара может привести к трагическим последствиям и повлечь гибель, в том числе, несовершеннолетних лиц. Согласно Уставу, ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" является некоммерческим организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Челябинской области в сфере образования. Учредителем вышеуказанной образовательной организации является Челябинская область. Функции и полномочия учредителя исполняет Министерство образования и науки Челябинской области. В силу Устава ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Челябинской области. Полагает, что обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на Министерство образования и науки Челябинской области.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 07 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 ноября 2023 года административный иск прокурора города Златоуста удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной 16 мая 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство образования и науки Челябинской области просит изменить решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 07 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 ноября 2023 года, исключить из резолютивной части решения абзац в котором на Министерство возложена обязанность выделить ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности по адресу: г.Златоуст, ул. Ковшова, 7.
В обоснование доводов жалобы указывает, что понужение Министерства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета Челябинской области, предусмотренных на содержание образовательных организаций и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции Министерства, нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Обращает внимание, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет образовательная организация.
В суде кассационной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкина А.В, возражала против доводов кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что прокуратурой города Златоуста рассмотрена информация, поступившая из ОНД N1 ГУ МЧС России по Челябинской области, о нарушениях правил пожарной безопасности. Установлено, что в здании ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" расположенном по адресу: г.Златоуст, ул. Ковшова, 7, длительное время не выполняются мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
27 октября 2021 государственным инспектором г.Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ОНД N 1 ГУ МЧС России по Челябинской области в адрес ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 288/1/1, согласно которому выявлены следующие нарушения: на объекте защиты отсутствует техническая документация на автоматическую пожарную сигнализацию и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (не предоставлена, проектная документация, техническая документация на установленное оборудование); руководителем организации не утвержден регламент технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности; регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составлен без учета требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем автоматической пожарной сигнализации (фактически на объекте отсутствует техническая документация на смонтированные системы пожарной автоматики); не обеспечено ежегодное проведение испытаний при эксплуатации сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) о возможности дальнейшей эксплуатации для ПКП ВЭРС - 1724; система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в четырехэтажном здания учебного корпуса не соответствует требованиям пожарной безопасности, а именно, данная система выполнена третьего типа, требуется система четвертого или пятого типа.
Основным видом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих); реализация образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена); реализация основных программ профессионального обучения (программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих); услуги по содержанию и воспитанию обучающихся в общежитии; предоставление питания; организация и проведение мероприятий в сфере образования и науки (п.2.1 Устава).
07 июля 2014 года ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" Министерством образования и науки Челябинской области выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ по видам образования, уровням образования по профессиям специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" не полностью устранены нарушения требований пожарной безопасности, согласно предписания от 27 октября 2021 года, Министерством образования и науки Челябинской области выделена субсидия на проведение противоаварийных и противопожарных мероприятий ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ", однако не в полном объеме, в связи с чем, требования прокурора г.Златоуста о возложении на Министерство обязанности выделить денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности также подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия областного суда согласилась с данными выводами суда первой инстанции.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 названного закона).
Пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также при выполнении требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, к числу которых отнесены национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы о том, что понужение Министерства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета Челябинской области, предусмотренных на содержание образовательных организаций и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции Министерства, нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, а ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет образовательная организация, подлежат отклонению.
Согласно Устава ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ", утв. приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 08 февраля 2012 года, ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной Челябинской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Челябинской области в сфере образования. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), другими нормативными правовыми актами РФ и Челябинской области, уставом.
Уставом ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" предусмотрено финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением в виде субсидий из бюджета Челябинской области.
Учитывая изложенное, суды обоснованно возложили обязанность по выделению ГБОУ ПОО "ЗТТиЭ" денежных средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в помещении по адресу: г.Златоуст, ул.Ковшова, 7 на Министерство образования и науки Челябинской области.
В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и пунктом 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" решение вопроса организации предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Вопреки доводам кассационной жалобы, решение городского суда и апелляционное определение областного суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судами надлежащим образом, соответствует обстоятельствам и материалам административного дела.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 07 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и науки Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.