Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тиуновой Т.В. и Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нягани на решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 апреля 2024 года по делу N 2-817/2023 по иску исполняющего обязанности прокурора города Нягани в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по обустройству автомобильных дорог стационарным электрическим освещением, тротуарами, пешеходными дорожками.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокуратурой города Нягани по результатам проведенной с участием ОГИБДД ОМВД России по городу Нягани проверки соблюдения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения установлено, что ряд автомобильных дорог местного значения данного муниципального образования не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, поскольку не обустроены стационарным электрическим освещением, тротуарами, пешеходными дорожками.
Поскольку представления прокурора об устранении указанных нарушений были отклонены, исполняющий обязанности прокурора города Нягани в порядке гражданского судопроизводства обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о возложении на администрацию города Нягани (далее - администрация) соответствующей обязанности.
Решением Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 октября 2023 года требования прокурора удовлетворены частично, на администрацию возложена обязанность по обустройству автомобильных дорог, расположенных по улицам Лазарева (от пересечения с улицей Сибирской до дорожного знака "Конец населенного пункта"), на улице Железнодорожников (от пересечения с улицей Чернышова до пересечения с улицей Почтовая), на улице Чернышова (от пересечения с улицей Железнодорожная до пересечения с улицей Киевская), на улице Магистральная (от пересечения с улицей Железнодорожная до дорожного знака "Конец населенного пункта"), на улице Ленинградская (от пересечения с улицей Пионерская до пересечения с улицей Уральская) уличным освещением, являющимся элементом обустройства автомобильных дорог (стационарным электрическим освещением) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; а также возложена обязанность по обустройству улиц Лазарева (от строения 5 возле спортивного комплекса "Ринг" до пересечения с железнодорожным переездом), Сибирская (от пересечения с улицей проспект Нефтяников до строения N 42 по улице Сибирской), Авиационная (от пересечения с улицей проспект Нефтяников до пересечения с улицей Брусничная), Ленинградская (от пересечения с улицей Пионерская до пересечения с улицей Сергинская), Чернышова (от пересечения с улицей Сергинская до пересечения с улицей 30 лет Победы), Северная (на протяжении всей улицы), Юбилейная (на протяжении всей улицы), Молдавская (на протяжении всей улицы), Торговая (на протяжении всей улицы), Магистральная (на протяжении всей улицы), Железнодорожная (от пересечения с улицей Чернышова до пересечения с улицей Железнодорожников), Железнодорожников (на протяжении всей улицы), Киевская (от пересечения с улицей Торговая до пересечения с улицей Сутормина), Геологов (на протяжении всей улицы), Свердловская (от пересечения с улицей Интернациональная до пересечения с улицей Пионерская), Новосибирская (от
пересечения с улицей Речная до пересечения с улицей 8 Марта), Уральская (от пересечения с улицей Ленинградская до пересечения с улицей Романтиков) города Нягани тротуарами и пешеходными дорожками в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 2 апреля 2024 года решение суда первой инстанции изменено в части срока исполнения обязанности по обустройству автомобильных дорог уличным освещением, тротуарами и пешеходными дорожками, данный срок установлен по 31 декабря 2026 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, установили наличие доказательств, подтверждающих доводы прокурора об имеющихся недостатках в сфере дорожной деятельности и соответственно правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять меры по их устранению в установленный судом срок.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 22 мая 2024 года) администрация просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, либо изменить судебные акты в части установленных сроков исполнения возложенных обязанностей и перечня дорог.
Лица, участвующие в деле о рассмотрении дела судом кассационной инстанции извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.
Выводы судов о возложении обязанности на орган местного самоуправления осуществить обустройство дорог указанными сооружениями являются обоснованными, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану жизни, здоровья, имущества, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной, социальной и иной инфраструктуры, на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Этому праву соответствует возложенная федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанность органа местного самоуправления обеспечить его реализацию.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (статья 1).
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1 статьи 3 поименованного закона).
В пункте 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, кто признается владельцами автомобильных дорог, среди которых местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 указанной выше статьи).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения (пункты 6, 11).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 названного закона).
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать законность оспариваемого бездействия возлагается на орган, наделенный публичными полномочиями.
Уставом города Нягани определено, что к вопросам местного значения города Нягани отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 10 Устава).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям администрации города Нягани в области транспортной деятельности (пункт 6 части 2 статьи 44 Устава).
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая их ремонт и содержание.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения).
В пункте 4.6.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утвержден приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст), перечислены случаи, когда на автомобильных дорогах следует устраивать стационарное электрическое освещение, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В пункте 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 определено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими материалами.
Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 человек в сутки. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 метров, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; - от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.
Положения указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Согласно пункту 3.37 Свода правил "СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Удовлетворяя требования прокурора, суд перовой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что спорные улицы города Нягани не соответствуют требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766-2007, а также ГОСТ Р 50597-2017, поскольку имеют заявленные прокурором недостатки, не имеют тротуаров или пешеходных дорожек, стационарного электрического освещения, пришел к выводу о ненадлежащем исполнении администрацией своей обязанности по содержанию автомобильных дорог, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, в связи с чем удовлетворил требования прокурора.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами допущено вмешательство в деятельность органов местного самоуправления несостоятельны, поскольку, именно администрация в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения в области содержания автомобильных дорог обязана обеспечивать соответствие состояния автомобильных дорог местного значения требованиям законодательства в области безопасности дорожного движения, в том числе, техническим регламентам и другим нормативным документам.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку выполнение мероприятий, связанных с обустройством названных сооружений относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Наличие муниципальных программ, предусматривающих выполнение таких мероприятий когда-либо в будущем, не освобождает администрацию от выполнения требований закона и принятия таких мер, в сроки установленные судом, поскольку это связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья людей.
Недостаток финансовых средств, запланированных на эти цели, не может служить основанием для неисполнения требований закона.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии технической возможности для устройства тротуаров, ввиду сложившейся жилой застройки по адресам, указанным в жалобе, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку выводов судов.
Соответствующих доказательств суду первой и апелляционной инстанции представлено не было.
Кроме того, Судебная коллегия обращает внимание, что деятельность по планировке территории также отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, а законом предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Ссылки на нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе приведены ошибочно, поскольку дело рассмотрено по правилам административного судопроизводства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают наличие нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, основаны на неверном толковании положений законодательства, поэтому не являются достаточными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нягани - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 16 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.