Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Данилкиной А.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области на решение Кировградского городского суда Свердловской области от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 февраля 2024 года, принятые по административному делу N 2а-577/2023 по административному иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Кировградская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В,
УСТАНОВИЛА:
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных в порядке 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Кировградская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее ФКУ Кировградская ВК), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России) о возложении на ФКУ Кировградская ВК в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанности устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:
- обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объектов и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- в зданиях штаба, дежурной части, ЦСР, магазина, клуба, столовой, бани (БПК), ПФРСИ, ОСУОН, КДС, вахты (караула), службы кинологов, пожарного поста, медицинской части, училища, школы и отрядов N 1, N 2, N 3 и N 4 (в том числе помещения чердаков) оборудовать системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, пригодные для эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных документов;
- в зданиях штаба, дежурной части, бани, отрядов N 1, N 2, N 3 и N 4, ЦСР, магазина, клуба, столовой, ПФРСИ, ОСУОН, КДС, вахты (караула), службы кинологов и школы оборудовать аварийное освещение в соответствии с требованиями нормативных документов;
- организовать проведение эксплуатационных испытаний лестницы 3-го типа со 2-го этажа здания дежурной части не реже 1 раза в 5 лет, с составлением соответствующего протокола испытаний.
Также просил возложить на ФСИН России и ее территориальный орган - ГУФСИН России по Свердловской области в случае недостаточности у ФКУ Кировградская ВК собственных денежных средств в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства.
Определением Кировградского городского суда Свердловской области от 03 октября 2023 года осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Решением Кировградского городского суда Свердловской области от 17 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 февраля 2024 года, требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ Кировградская ВК удовлетворены, на административного ответчика возложена обязанность в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:
- обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объектов и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- в зданиях штаба, дежурной части, ЦСР, магазина, клуба, столовой, бани (ВПК), ПФРСИ, ОСУОН, КДС, вахты (караула), службы кинологов, пожарного поста, медицинской части, училища, школы и отрядов N 1 N 2, N 3 и N 4 (в том числе помещения чердаков) оборудовать системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, пригодные для эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных документов;
- в зданиях штаба, дежурной части, бани, отрядов N 1 N 2, N 3 и N 4, ЦСР, магазина, клуба, столовой, ПФРСИ, ОСУОН, КДС, вахты (караула), службы кинологов и школы оборудовать аварийное освещение в соответствии с требованиями нормативных документов;
- организовать проведение эксплуатационных испытаний лестницы 3-го типа со 2-го этажа здания дежурной части не реже 1 раза в 5 лет, с составлением соответствующего протокола испытаний.
Административное исковое заявление Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 24 мая 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области просят решение Кировградского городского суда Свердловской области от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 февраля 2024 года изменить в части срока устранения нарушений, определив разумный срок для устранения недостатков - 10 лет.
В обоснование доводов жалобы указывает, что устранение указанных в предписании нарушений зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета.
В суде кассационной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкина А.В, возражала против доводов кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных являются задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, включающего в том числе Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации N 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказание, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") под требованиями пожарной безопасности понимаются - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с сотрудником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил ГУ МЧС России по Свердловской области проверки выполнения в ФКУ "Кировградская ВК" требований законодательства о пожарной безопасности выявлены нарушения статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", а также иных норм и правил пожарной безопасности, в том числе:
- отсутствует дублирующий сигнал о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объектов и (или) транслирующей этот сигнал организации, (нарушение части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности");
- в зданиях штаба, дежурной части, ЦСР, магазина, клуба, столовой, бани (ВПК), ПФРСИ, ОСУОН, КДС, вахты (караула), службы кинологов, пожарного поста, медицинской части, училища, школы и отрядов N 1, N 2, N 3 и N 4 (в том числе помещения чердаков) допущена эксплуатация системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре сверх установленного изготовителем срока службы (свыше 10 лет) при отсутствии информации изготовителя о возможности дальнейшей эксплуатации и проведении испытаний без составления программы комплексных испытаний (нарушение пункта 50 статьи 147 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правил), пунктов 6.1.1, 6.2.3, 6.4.2, таблица 1 пункта 5, пунктов 6.6.1 - 6.6.4, пунктов Б.4.1 - Б.4.3 ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность", пункта 4.13 ГОСТ 2.601-2019 "ЕСКД Эксплуатационные документы", пункта 7.12.2 ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний");
- в зданиях штаба, дежурной части, бани, отрядов N 1, N 2, N 3 и N 4, ЦСР, магазина, клуба, столовой, ПФРСИ, ОСУОН, КДС, вахты (караула), службы кинологов и школы отсутствует аварийное освещение (нарушение части 9 статьи 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020, пункта 37 Правил);
- не проведено эксплуатационное испытание лестницы 3-го типа со 2-го этажа здания дежурной части не реже 1 раза в 5 лет, с составлением соответствующего протокола испытаний (нарушение пункта 17 Правил).
По результатам данной проверки с учетом выявленных нарушений требований пожарной безопасности в адрес начальника ФКУ "Кировградская ВК" 30 марта 2023 года внесено представление, которое до настоящего времени не исполнено в части предъявляемых в уточненном иске требований.
Разрешая заявленные прокурором требования, оценив представленные доказательства, установив, что выявленные в результате проверки нарушения требований пожарной безопасности не устранены, внесенное в адрес начальника ФКУ Кировградская ВК 30 марта 2023 года представление не исполнено в части предъявленных в уточненном иске требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором требований. Городским судом учтено, что, неисполнение ФКУ Кировградская ВК обязанности по соблюдению вышеприведенных требований пожарной безопасности влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку ФКУ Кировградская ВК является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников учреждения, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их родственников). Выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье для пребывающих на указанном объекте.
Судебная коллегия по административным делам областного суда согласилась с такими выводами суда первой инстанции.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на отсутствие достаточного финансирования на цели пожарной безопасности не свидетельствует о незаконности судебных актов в указанной части и не являются основанием для освобождения учреждения от обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Выявленные нарушения касаются безопасности людей, находящихся на территории учреждения, непринятие мер по их устранению в случае возникновения пожара увеличивает риск для безопасности жизни или здоровья граждан.
Доводы административных ответчиков о неразумности установленного судом срока для исполнения решения, судебной коллегией областного суда верно отклонены, с учетом того, что суд первой инстанции определяя на основании статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок исполнения обязанности, учел статус ответчика ФКУ Кировградская ВК, а также необходимый размер финансирования для осуществления указанных мероприятий. Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено что в случае невозможности исполнения решения суда в установленный срок, административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд за отсрочкой исполнения решения.
Доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятых по делу судебных постановлениях.
Приведенные в кассационной жалобе ссылки на судебную практику по другому административному делу не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по данному делу.
Выводы судов нижестоящих инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом, соответствует обстоятельствам и материалам административного дела. Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировградского городского суда Свердловской области от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 04 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.