Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Чусовского городского суда Пермского края от 20 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 ноября 2023 года по административному делу N2а-1290/2023 по административному иску Мансурова Михаила Юрьевича о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Мансуров М.Ю. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, филиала "Медицинская часть N1" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, выразившегося в непредставлении информации, возложении обязанности предоставить сведения о состоянии здоровья, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 232000 рублей.
Требования мотивированы тем, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, неоднократно проходил лечение в ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от различных хронических заболеваний, в том числе стационарно, в период с 2020 года им неоднократно запрашивалась информация и копии медицинской документации в ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, а также в его структурных подразделениях, копии медицинских документов ему не выданы, его обращения и жалобы не рассмотрены.
К участию в деле судом первой инстанции в качестве административных соответчиков привлечены Филиал "Больница N 2" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, врио начальника Филиала "Медицинская часть N1" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России Давлетбаев В.Ю, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, в качестве заинтересованного лица - Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 20 июля 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 20 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 ноября 2023 года, требования Мансурова М.Ю. удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, связанное с не предоставлением Мансурову М.Ю. копий медицинских документов, отражающих состояние здоровья пациента, допущенное в период с 17 сентября 2021 года, на ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем предоставления осужденному Мансурову М.Ю. запрошенных им медицинских документов в соответствии с Порядком и сроками, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N789н. В пользу Мансурова М.Ю, с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15 000 рублей. В остальной части требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 23 мая 2024 года), административные ответчики ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю выражают несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на то, что размер компенсации не отвечает требованиям разумности и справедливости, просят отменить судебные акты, принять новое решение.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Положениями частей первой и второй статьи 12.1 УИК РФ, части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лицо, отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеет право обратиться в суд с административным иском к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение, которая присуждается с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на охрану здоровья, право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Мансуров М.Ю. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю. Мансурову М.Ю. диагностированы заболевания: "данные изъяты". Периодически Мансуров М.Ю. находится на стационарном лечении в подразделениях ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, прошел медико-санитарную экспертизу.
Разрешая спор, суды, оценив представленные доказательства, установили, что 25 апреля 2022 года врио начальника Филиала "Медицинская часть N1" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России неправомерно отказано в предоставлении документов на основании заявления Мансурова М.Ю. от 09 апреля 2022 года; не в полном объеме рассмотрено обращение Мансурова М.Ю. от 23 мая 2021 года, при этом, направление в адрес Мансурова М.Ю. дополнительной информации (ответ заместителя начальника ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 01 ноября 2021 года) не привело к удовлетворению заявления административного истца о предоставлении копий снимков и протоколов ультразвукового, эхографического исследований, копий результатов анализов крови; доводы административного истца о непредоставлении медицинской документации, запрошенной в марте 2023 года для предоставления в "данные изъяты" с целью лечения "данные изъяты" нашли свое подтверждение. Довод административного истца о невозможности проведения контрольно-надзорных мероприятий, предоставления Мансурову М.Ю. запрашиваемой им медицинской документации в связи с отсутствием в ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России медицинской карты больного, подтверждено ответом Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю от 02 ноября 2021 года. Ответ ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России от 10 апреля 2023 года о невозможности решения вопроса о проведении лечения, оценки результатов обследований Мансурова М.Ю. в связи с нахождением медицинской карты в Чусовском городском суде Пермского края противоречит обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением по делу N 2а-7/2023, о возможности предоставления сведений из копии медицинской карты, хранящейся в электронном виде. Иные доводы, приведенные административным истцом, судами отклонены.
Суды, руководствуясь статьей 41 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", частью 6 статьи 12, статьей 101 УИК РФ, Федерального закона от 02 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Правилами оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N1466, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста от 04 июля 2022 года N110, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N789н, установив, что ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России обязанность по рассмотрению обращений Мансурова М.Ю. надлежащим образом не исполнена, ответы по поставленным в обращениях вопросам заявителю не даны, не предоставлены запрошенные Мансуровым М.Ю. копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, пришли к выводу о доказанности незаконного бездействия ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, допущенное с 17 сентября 2021 года, которое нарушило право административного истца на получение информации о состоянии своего здоровья.
Установив нарушения условий содержания административного истца, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, количество нарушений, их период, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о наличии оснований для присуждения административному истцу компенсации за нарушение условий содержания в размере 15 000 рублей. Также при определении размера компенсации суд учел бездействие ответчика, связанное с не предоставлением копии заключения врача-инфекциониста Мышкиной Е.Б. от 27 декабря 2021 года, признанное незаконным решением Чусовского городского суда Пермского края от 27 января 2023 года по делу N2а-7/2023.
При установленных по делу фактических обстоятельствах, оснований не соглашаться с указанными выводами судов не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, установлены. Выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, подтверждаются доказательствами. При установленных фактах допущенных нарушений (которые не оспариваются административными ответчиками и в кассационной жалобе), суды пришли к обоснованным выводам о нарушении прав административного истца, наличии оснований для присуждения компенсации за такие нарушения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, вывод судебных инстанций о доказанности нарушения прав административного истца сомнений в своей обоснованности не вызывает.
Само по себе несогласие административных ответчиков с размером компенсации не свидетельствует о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов, приведенных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оценка вопросов, связанных с определением размера компенсации за нарушение условий содержания, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. При определении вышеуказанного размера компенсации, судами учтены обстоятельства, установленные по делу, в частности характер выявленных нарушений, их продолжительность, принципы разумности и справедливости, что способствует восстановлению баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, не усматривается, в том числе и по доводам кассационной жалобы. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 20 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 09 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.