Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Данилкиной А.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2024 года, принятые по делу N2-3072/2023 по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Ханты-Мансийска, Департаменту градостроительства и архитектуры Администрации г. Ханты-Мансийска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска о возложении обязанности, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г..Ханты-Мансийска о возложении обязанности обустроить пешеходными ограждениями перильного типа и привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 участки улично-дорожной сети г..Ханты-Мансийска на регулируемых пересечениях ул. Мира - ул. Строителей, ул. Ленина - ул. Дзержинского, ул. Ленина - ул. Свердлова, ул. Калинина - ул. Ленина, ул. Крупской - ул. Ленина, ул. Красноармейская - ул. Ленина, ул. Калинина - ул. Пионерская, ул. Пионерская - ул. Крупская, ул. Рознина - ул. Карла Маркса, ул. Калинина - ул. Рознина, ул. Крупской - ул. Безноскова, ул. Строителей - ул. Шевченко, ул. Строителей - ул. Чехова, ул. Чехова - ул. Островского, ул. Рознина - ул. Энгельса, ул. Гагарина, д. 128, ул. Гагарина - ул. Снежная - ул. Югорская, ул. Гагарина - ул. Лермонтова; на регулируемом пешеходном переходе ул. Дзержинского - ул. Мира по нечетной стороне ул. Мира в районе строения N 11 (Музей природы и человека) по направлению в сторону строения N 13 (Бизнес-центр) обустроить 35 м. пешеходного ограждения (от имеющегося пешеходного ограждения до автомобильной парковки); на регулируемом пешеходном переходе ул. Дзержинского - ул. Мира по нечетной стороне ул. Дзержинского в районе сквера по направлению в сторону строения N 7 (КДЦ "Октябрь") обустроить 41 м. пешеходного ограждения (от имеющегося пешеходного ограждения до 50 м.); на регулируемом пешеходном переходе ул. Дзержинского - ул. Мира по четной стороне ул. Дзержинского в районе входной группы Парка Победы по направлению в сторону памятника "Бронзовый символ Югры" обустроить 41 м. пешеходного ограждения (от имеющегося пешеходного ограждения до 50 м.); на регулируемом пешеходном переходе ул. Комсомольская - ул. Дзержинского по четной стороне ул. Комсомольская в районе дома N 46 (Территория АО "ГЭС") по направлению в сторону дома N 56 обустроить 50 м. пешеходного ограждения; на регулируемом пешеходном переходе ул.
Комсомольская - ул. Дзержинского на пешеходных островках безопасности по обеим сторонам ул. Комсомольская обустроить по 11 метров пешеходных ограждений на каждой стороне; на регулируемом пешеходном переходе ул. Комсомольская - ул. Дзержинского по четной стороне ул. Комсомольская в районе МБОУ "СОШ N 1 им. Созонова Ю.Г." по направлению дома N 36 обустроить 12 м. пешеходного ограждения (от имеющегося пешеходного ограждения до автомобильной парковки); на регулируемом пешеходном переходе ул. Комсомольская - ул. Дзержинского по нечетной стороне ул. Комсомольская в районе дома N 49 по направлению в сторону дома N 47 обустроить 12 м. пешеходного ограждения (от имеющегося пешеходного ограждения до кармана автобусной остановки); на регулируемом пешеходном переходе ул. Комсомольская - ул. Карла Маркса по нечетной стороне ул. Комсомольской в районе дома N 31 ("Дом журналиста") по направлению в сторону дома N 29 обустроить 26 м. пешеходного ограждения (до начала автомобильной парковки); на регулируемом пешеходном переходе по ул. Комсомольская - ул. Карла Маркса по четной стороне ул. Комсомольская в районе дома N 36 по направлению в сторону дома N 38 (МБОУ "СОШ N1 им. Созонова Ю.Г.") обустроить 40 м. пешеходного ограждения (до заезда на территорию дома N 36 по ул. Комсомольской); между пешеходными переходами по ул. Комсомольская - ул. Карла Маркса с каждой стороны вдоль ул. Комсомольская обустроить по 13 м. пешеходных ограждений; на регулируемом пешеходном переходе ул. Рознина - ул. Свердлова по нечетной стороне ул. Свердлова в районе дома N 119 по ул. Рознина по направлению в сторону дома N 27 по ул. Свердлова обустроить 7 м. пешеходного ограждения (от имеющегося пешеходного ограждения до въезда на территорию дома 119); на регулируемом пешеходном переходе ул. Рознина - ул. Свердлова по четной стороне ул. Рознина в районе дома N 122 по направлению в сторону дома N 120 по ул.
Рознина обустроить 4 м. пешеходного ограждения (от имеющегося пешеходного ограждения до автомобильного въезда к дому N 122), 12 м. пешеходного ограждения (от автомобильного въезда к дому N 122 до автомобильного въезда к дому N 120), 10 м. пешеходного ограждения (от автомобильного въезда к дому N 120); на регулируемом пешеходном переходе ул. Рознина - ул. Свердлова по нечетной стороне ул. Рознина в районе дома N 115 по направлению в сторону дома N 113 обустроить 8 м. пешеходного ограждения (от имеющегося пешеходного ограждения до въезда к дому N115), 22 м. пешеходного ограждения (от въезда к дому N 115 до въезда к дому N 113А); на регулируемом пешеходном переходе по ул. Чехова - ул. Карла Маркса по нечетной стороне ул. Чехова в районе автостоянки суда ХМАО - Югры по направлению в сторону дома N 1 "а" (прокуратура ХМАО - Югры) обустроить 50 м. пешеходного ограждения; на регулируемом пешеходном переходе по ул. Чехова - ул. Карла Маркса по четной стороне ул. Чехова в районе дома N 12А по направлению в сторону дома N 8 (УФССП России по ХМАО - Югре) обустроить 45 м. пешеходного ограждения (до проезда к дому N 12); на регулируемом пешеходном переходе по ул. Чехова - ул. Карла Маркса по нечетной стороне ул. Чехова в районе автостоянки УФНС России по ХМАО - Югре по направлению в сторону дома N 9 (Музей геологии, нефти и газа) обустроить 50 м. пешеходного ограждения; на регулируемом пешеходном переходе по ул. Чехова - ул. Карла Маркса по четной стороне ул. Чехова в районе дома N 12А по направлению в сторону дома N 14 обустроить 50 м. пешеходного ограждения, в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Определением суда от 15 августа 2023 года по ходатайству Администрации г. Ханты-Мансийска к участию в деле в качестве ответчиков привлечены также Департамент городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г. Ханты-Мансийска.
Определением суда от 13 декабря 2023 года производство по делу прекращено в части требований прокурора о возложении обязанности по исполнению законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения на регулируемых пересечениях ул. Мира - ул. Строителей, ул. Ленина - ул. Дзержинского, ул. Ленина - ул. Свердлова, ул. Калинина - ул. Ленина, ул. Крупской - ул. Ленина, ул. Красноармейская - ул. Ленина, ул. Калинина - ул. Пионерская, ул. Пионерская - ул. Крупской, ул. Рознина - ул. Карла Маркса, ул. Калинина - ул. Рознина, ул. Крупской - ул. Безноскова, ул. Строителей - ул. Шевченко, ул. Строителей - ул. Чехова, ул. Чехова - ул. Островского, ул. Рознина - ул. Энгельса, ул. Гагарина д. 128, ул. Гагарина - ул. Снежная - ул. Югорская, ул. Гагарина - ул. Лермонтова г. Ханты-Мансийска, в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от
26 марта 2024 года, в остальной части исковые требования прокурора удовлетворены с установлением срока исполнения в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 июня 2024 года осуществлен переход к рассмотрению данного дела по кассационной жалобе Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска по правилам административного судопроизводства, гражданское дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 28 мая 2024 года, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г. Ханты-Мансийска выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, просит изменить решение суда первой инстанции, исключив Департамент из состава лиц, на которых возложена обязанность по обустройству пешеходными ограждениями перильного типа участков улично-дорожной сети г. Ханты-Мансийска, и отменить апелляционное определение в соответствующей части.
В обоснование доводов жалобы указывает, что обустройство участков улично-дорожной сети пешеходными ограждениями перильного типа не является работами по проектированию строительства и реконструкции автомобильных дорог и осуществлению строительства и реконструкции автомобильных дорог, Департамент не правомочен в исполнении данных обязательств, и является ненадлежащим ответчиком по делу.
В суде кассационной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкина А.В, возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Как установлено в ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, среди прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах
муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст с 01.04.2020 введен в действие ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: проходящих вдоль детских учреждений; местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода; где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке. Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории. Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0, 3 кН (в любом месте по длине поручня).
На территории г. Ханты-Мансийска принята и действует муниципальная программа "Развитие транспортной системы города Ханты-Мансийск", утв. Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 18.10.2013 N 1346, исполнителями которой являются Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска и Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска, они же являются лицами, ответственными за обеспечение финансирования строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов улично-дорожной сети города.
При рассмотрении дела судами установлено, что в г..Ханты-Мансийске на регулируемых пешеходных переходах, расположенных на улично-дорожной сети ул. Дзержинского - ул. Мира по нечетной стороне ул. Мира в районе строения N 11 по направлению в сторону строения N 13, ул. Дзержинского - ул. Мира по нечетной стороне ул. Дзержинского в районе сквера по направлению в сторону строения N 7, ул. Дзержинского - ул. Мира по четной стороне ул. Дзержинского в районе входной группы Парка Победы по направлению в сторону памятника "Бронзовый символ Югры", ул. Комсомольская - ул. Дзержинского по четной стороне ул. Комсомольская в районе дома N 46 по направлению в сторону дома N 56, ул. Комсомольская - ул. Дзержинского на пешеходных островках безопасности по обеим сторонам ул. Комсомольская, ул. Комсомольская - ул. Дзержинского по четной стороне ул. Комсомольская в районе МБОУ "СОШ N1 им. Созонова Ю. Г." по направлению дома N 36, ул. Комсомольская - ул. Дзержинского по нечетной стороне ул. Комсомольская в районе дома N 49 по направлению в сторону дома N 47, ул. Комсомольская - ул. Карла Маркса по нечетной стороне ул. Комсомольская в районе дома N 31 по направлению в сторону дома N 29, ул. Комсомольская - ул. Карла Маркса по четной стороне ул. Комсомольская в районе дома N 36 по направлению в сторону дома N 38, ул. Комсомольская - ул. Карла Маркса с каждой стороны вдоль ул. Комсомольская, ул. Рознина - ул. Свердлова по нечетной стороне ул. Свердлова в районе дома N 119 по ул. Рознина по направлению в сторону дома N 27 по ул. Свердлова, ул. Рознина - ул. Свердлова по четной стороне ул. Рознина в районе дома N 122 по направлению в сторону дома N 120 по ул. Рознина, ул. Рознина - ул. Свердлова по нечетной стороне ул. Рознина в районе дома N 115 по направлению в сторону дома N 113, ул. Чехова - ул. Карла Маркса по нечетной стороне ул. Чехова в районе автостоянки суда ХМАО - Югры по направлению в сторону дома N 1 "а", ул. Чехова - ул. Карла Маркса по четной стороне ул.
Чехова в районе дома N 12А по направлению в сторону дома N 8, ул. Чехова - ул. Карла Маркса по нечетной стороне ул. Чехова в районе автостоянки УФНС России по ХМАО - Югре по направлению в сторону дома N 9, ул. Чехова - ул. Карла Маркса по четной стороне ул. Чехова в районе дома N 12А по направлению в сторону дома N 14 выявлены нарушения п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст, а именно нарушения правил применения пешеходных ограждений.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к заключению о том, что техническое состояние спорных участков автомобильных дорог местного значения не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и, как следствие, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и создает угрозу причинения вреда их жизни.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска является ненадлежащим ответчиком по делу несостоятельны.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации г.Ханты-Мансийска от 18 октября 2013 года N 1346 утверждена муниципальная программа "Развитие транспортной системы города Ханты-Мансийска", исполнителем которой являются Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска и Департамент городского хозяйства администрации г.Ханты-Мансийска.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами первой и апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного по делу апелляционного определения, судебной коллегией не установлено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда автономного округа, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 04 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.