Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В. и Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Косинского муниципального округа Пермского края на решение Косинского районного суда Пермского края от 21 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 декабря 2023 года по административному делу N 2а-82/2023 по административному исковому заявлению прокурора Косинского района Пермского края к администрации Косинского муниципального округа об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитина Н.Н, полагавшего доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
13 июня 2023 года прокуратурой Косинского района совместно с начальником ПЧ N 70 14 ОППС ГКУ ПК "Управление государственной противопожарной службы Пермского края" и специалистом ЖКХ и транспорта администрации Косинского муниципального округа в с.Пуксиб проведена проверка состояния источников наружного противопожарного водоснабжения в с. Пуксиб.
Поскольку в ходе проверки установлено, что требования пожарной безопасности в полном объеме не выполнены, прокурор Косинского района обратился в суд с административным иском к администрации Косинского муниципального округа (далее - администрация) о признании бездействия по обеспечению пожарной безопасности в с.Пуксиб незаконным, возложении обязанности обеспечить данный населенный пункт источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Решением Косинского районного суда Пермского края от 21 августа 2023 года административный иск удовлетворен, бездействие администрации по обеспечению пожарной безопасности в с. Пуксиб признано незаконным, на администрацию возложена обязанность обеспечить с. Пуксиб источниками наружного противопожарного водоснабжения не менее шести, в соответствии с требованиями п. 10.3, 10.4 Свода правил СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, в срок 01 октября 2025 года.
Апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 декабря 2023 года третий абзац резолютивной части решения суда изложен в новой редакции, согласно которой на администрацию возложена обязанность обеспечить с. Пуксиб источниками наружного противопожарного водоснабжения не менее шести, соответствующими требованиям Свода правил СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, в срок 01 октября 2025 года.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 06 июня 2024 года) администрация просит отменить указанные судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Прокурором района представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле о рассмотрении дела судом кассационной инстанции извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац 17).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Необходимость устройства наружного противопожарного водоснабжения установлена статьями 62, 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент, Закон N 123-ФЗ), а состав и функциональные характеристики источников наружного противопожарного водоснабжения нормативными документами по пожарной безопасности.
Органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, далее - Правила противопожарного режима).
Свод правил СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130) разработан в развитие положений статей 62, 68 и 99 Технического регламента.
В силу частей 1, 2 статьи 62 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Исходя из положений частей 1, 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся:
централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);
водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
пожарные резервуары.
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3 статьи 68 Закона N 123-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 68 Закона N 123-ФЗ допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов.
В силу пункта 4.1 СП 8.13130.2020 (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 4.2 далее - СП 8.13130 для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.
Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно питьевым или производственным водопроводом (п. 4.3 СП 8.13130).
Правила противопожарного режима и СП 8.13130 определяют нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободным напорам в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, определяют виды обязательных источников наружного противопожарного водоснабжения, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам.
Разрешая заявленные требования, суды, руководствовались вышеприведёнными положениями правовых актов и пришли к выводу о наличии незаконного бездействия администрации выразившегося в необеспечении с.Пуксиб необходимым количеством источников противопожарного водоснабжения, которые смогли бы в полной мере обеспечить наружное пожаротушение зданий и сооружений от установленных пожарных водоемов в радиусе 200 метров, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, юридических лиц, их имуществу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Судами установлены юридически значимые обстоятельства дела, им дана правовая квалификация, основанная на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы администрации изучались в судебном разбирательстве и получили надлежащую оценку, соответствующие выводы судов приведены в обжалуемых судебных актах, их законность сомнений не вызывает.
Утверждение администрации об обеспеченности населенного пункта исправными источниками наружного противопожарного водоснабжения в необходимом количестве противоречит материалам дела, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, поэтому могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, как на то указано в кассационной жалобе, повлекших принятие неправильного судебного акта, судом не допущено.
В судебном заседании суда первой инстанции принимали участие представители администрации, которые были не лишены возможность ознакомиться с материалами дела и в случае необходимости заявить ходатайство об отложении судебного заседания. Кроме того, в ходе судебного заседания неоднократно объявлялись перерывы.
Само по себе несогласие административного ответчика с произведенной оценкой представленных доказательств и установленными обстоятельствами дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Косинского районного суда Пермского края от 21 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Косинского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 18 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.