Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В.
судей Печенкиной Н.А. и Тиуновой Т.В, рассмотрела кассационное представление прокурора Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 октября 2023 года по административному делу N 2а-892/2023 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Лысьвенского городского прокурора к администрации Лысьвенского городского округа о признании незаконным бездействия, связанного с не определением потребности в защитных сооружениях гражданской обороны на территории муниципального образования.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В, поддержавшую доводы кассационного представления, возражения директора муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
исполняющей обязанности Лысьвенского городского прокурора обратился в суд с административным иском к администрации Лысьвенского городского округа, оспаривал бездействие администрации, выразившееся в не определении потребности в защитных сооружениях гражданской обороны, не принятии мер, направленных на определение общей потребности в объектах гражданской обороны на укрытие населения, проживающего в Лысьвенском городскому округе, в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, просил возложить обязанность на администрацию в срок до 01.12.2023 определить указанную потребность.
Требования мотивированы тем, что на территории Лысьвенского городского округа расположено 30 защитных сооружений гражданской обороны, из которых 2 сооружения готовы к приему укрываемых, 3 - ограниченно готовы, 25 - не готовы.
На территории муниципального образования имеются 18 бесхозяйных защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно сведениям о наличии защитных сооружений гражданской обороны Лысьвенского городского округа, представленным главой городского округа, численность населения, подлежащего укрытию в убежищах - 71 030 человек; количество/вместимость подвалов др. заглубленных помещений, которые могут быть использованы для укрытия населения - 1 192 единицы на 410 784 человека.
На территории Лысьвенского городского округа расположено 30 защитных сооружений гражданской обороны, при этом расчет общей потребности в объектах гражданской обороны на укрытие населения, проживающего в Лысьвенском городскому округе, в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов администрацией Лысьвенского городского округа, не произведен.
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 21 июля 2023 года оспариваемое бездействие администрации признано незаконным и на администрацию возложена обязанность определить соответствующую потребность в установленный судом срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным указанного бездействия администрации и возложения на административного ответчика соответствующей обязанности, в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В остальной части решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 21 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении (поступило в суд первой инстанции 11 апреля 2024 г.) прокурор просит отменить апелляционное определение, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Администрацией Лысьвенского городского округа, МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" и Министерством территориальной безопасности Пермского края представлены письменные возражения относительно доводов кассационного представления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражения относительного него, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции допущены такого рода нарушения.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Лысьвенского городского округа (далее также - администрация) допущено незаконное бездействие по неопределению потребности в защитных сооружениях гражданской обороны. Имеющийся План гражданской обороны не содержит сведений об имеющихся на территории Лысьвенского городского округа объектах гражданской обороны, их количестве, вместимости, численности населения, подлежащего укрытию в каждом из них, их готовности к приему укрываемых.
Отменяя решение суда в этой части и отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорная обязанность администрацией исполнена, установлено отсутствие потребности в защитных сооружениях гражданской обороны.
Судебная коллегия находит, что согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции нельзя по следующим основаниям.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Подпунктом "а" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образования создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Пунктом 3 статьи 18 указанного Закона обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее также - Постановление N 1309) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В письме от 20 января 2022 г. N 43-233-11 МЧС России сообщило, что при определении потребности в ЗС ГО целесообразно использовать Методические рекомендации МЧС России по определению готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых и обеспеченности ими установленных категорий населения от 9 октября 2020 г. N 2-4-71-21-11.
Обеспеченность ЗС ГО определяется на основании анализа соответствия общей вместимости ЗС ГО, имеющихся в наличии, их требуемой вместимости, определяемой с учетом пп. 3 и 4 Постановления N 1309.
Таким образом, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с защитой от чрезвычайных ситуаций является определение общей потребности в объектах гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1309 к объектам гражданской обороны относятся: убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения (места хранения), санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники и иные объекты гражданской обороны.
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции из плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования не следует, что органом местного самоуправления осуществлена достоверная оценка общей потребности в объектах гражданской обороны, в том числе достоверная оценка потребности в ЗС ГО на территории городского округа с учетом требований указанных выше нормативных правовых актов.
Указанное бездействие администрации Лысьвенского городского округа затрудняет принятия обоснованного решения органами исполнительной власти Пермского края и органами местного самоуправления об отнесении ЗС ГО к региональной или муниципальной собственности.
Утверждение администрации о том, что поскольку необходимость в ЗС ГО на территории муниципального образования отсутствует, то потребность в объектах гражданской обороны определению не подлежит, противоречит положениям вышеприведенных нормативных правовых актов.
Вопреки позиции администрации сами по себе заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства к защитным сооружениям гражданской обороны не отнесены.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО (приказ МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны").
Ссылки администрации на достаточность сооружений подземного пространства (подвалов) для укрытия населения не освобождают орган местного самоуправления от исполнения обязанностей в сфере гражданской обороны, установленных законом.
Данные требования закона суд апелляционной инстанции не учел.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает, что принятое по делу апелляционное определение, в той части, которой было отменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, нельзя признать законным, оно подлежит отмене в это части, а решение суда в соответствующей части - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 октября 2023 года в части отмены решения Лысьвенского городского суда Пермского края от 21 июля 2023 года, которым признано незаконным бездействие администрации Лысьвенского городского округа, выразившееся в не принятии мер по определению общей потребности в защитных сооружениях гражданской обороны на укрытие населения, проживающего в Лысьвенском городском округе, в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и на администрацию возложена обязанность в срок до 01 декабря 2023 года определить общую потребность в защитных сооружениях гражданской обороны на укрытие населения, проживающего в Лысьвенском городском округе, в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, отменить. В указанной части оставить в силе решение суда первой инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.