Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Тиуновой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тобольского муниципального района Тюменской области на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 8 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 14 февраля 2024 года по административному делу N 2а-567/2023 по административному исковому заявлению Тобольского межрайонного прокурора в защиту прав свобод и законных интересов Андрияновой Галины Павловны об оспаривании решения органа местного самоуправления в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением администрации Тобольского муниципального района о расселении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания от 16 мая 2019 года N 517 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения установлен не позднее 31 декабря 2027 года (приложение N 2).
Распоряжением администрации Тобольского муниципального района (далее также - администрация) от 22 января 2020 года N 35 "О внесении изменений в распоряжение от 16 мая 2019 года N 517" приложение N 2 к распоряжению от 16 мая 2019 года N 517 изложено в новой редакции, срок отселения указанного многоквартирного дома не изменился.
Тобольский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав свобод и законных интересов Андрияновой Г.П, которая является собственником квартиры N 8 в названном многоквартирном доме с административным иском, оспаривал распоряжение от 22 января 2020 года N 35 в части установления срока отселения из спорного многоквартирного дома, просил возложить обязанность на администрацию определить разумный срок отселения.
Считал, что срок отселения граждан не отвечает принципам разумности и обеспечения безопасности дальнейшего проживания людей.
Решением Тобольского районного суда Тюменской области от 8 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 14 февраля 2024 года, распоряжение от 22 января 2020 года N 35 в части установления срока расселения из многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты" до 31 декабря 2027 года признано незаконным, на администрацию возложена обязанность определить разумный срок отселения проживающих в нем лиц.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 17 апреля 2024 года) администрация просит отменить указанные судебные акты и вынести по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении его требований.
Заместителем прокурора Тюменской области представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами такого рода нарушения не допущены.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно пунктам 7 и 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее также - Положение), решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также распоряжение о сроках отселения физических и юридических лиц из указанного дома принимается органом местного самоуправления.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые осуществляется отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных определение такого срока, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не должно нарушать права граждан.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами нижестоящих инстанций, что в ходе проведённых прокуратурой надзорных мероприятий по коллективному обращению жителей названного многоквартирного дома, в том числе Андрияновой Г.П. установлено, что спорный многоквартирный дом имеет 12 жилых помещений, в которых проживает 31 человек.
Из представленного в материалы дела отчёта N П 66/17/138/17-ПО, составленного МАУ г. Тобольска "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", следует, что в результате (визуального) обследования технического состояния несущих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", выявлено, что несущие конструкции подвержены негативному воздействию факторов, связанных с отсутствием нормальной эксплуатации здания, отсутствием своевременного ремонта отдельных элементов и частей здания; нарушения строительных норм при эксплуатации и вмешательство в несущие элементы здания, которые могут негативно сказаться на его общей конструктивной безопасности; низкое качество строительно-монтажных работ, применение неверных проектных решений при возведении многоквартирного дома (относительно климатической зоны), неграмотное вмешательство в структуру здания без принятия актуальных проектных решений; неграмотное ведение жилищно-хозяйственной деятельности собственниками жилых помещений; фундамент имеет техническое аварийное состояние конструкций, стены - ограниченно работоспособное состояние, перекрытия - аварийное состояние, кровля - ограниченно работоспособное состояние; дефекты и повреждения, которые подтверждают, что состояние многоквартирного дома в целом, является аварийным.
Согласно акту осмотра многоквартирного дома, составленного 19 сентября 2023 года помощником Тобольского межрайонного прокурора, в ходе осмотра указанного многоквартирного дома установлено выпучивание отдельных блоков, выветривание швов, отсутствие отделки фасада, разрушения покрытия кровли. В жилых помещениях выявлены нарушения тепло-влажностного режима. В коридорах многоквартирного дома выявлено отслоение штукатурки, имеются следы потеков, входные двери не обеспечивают сохранение тепла. Выявлены признаки аварийности многоквартирного дома. Указанные факты зафиксированы на фотографиях.
Удовлетворяя требования прокурора, суды пришли к выводу о том, что административным ответчиком установлен неразумный срок отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным, чем нарушены права и законные интересы проживающих в нем лиц, что объективно подтверждается имеющимися в деле доказательствами, из которых следует, что многоквартирный дом находится в техническом состоянии, создающем реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
С указанными выводами суда, Судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств, должным образом оцененных судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно правовой позиции изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 1368-0-0, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Таким образом, в случае если жилое помещение в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо программ, плана и финансово-экономических возможностей.
Поскольку при рассмотрении административного иска прокурора об оспаривании решения органа местного самоуправления в части определения срока отселения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, судами установлено, что проживание граждан в жилых помещениях, расположенных в данном доме представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния то установленный оспариваемым постановлением срок отселения обоснованно был признан неразумным, а данное распоряжение в оспариваемой части - незаконным.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела. Вместе с тем Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по иной оценке установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Само по себе несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное применение к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тобольского районного суда Тюменской области от 8 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тобольского муниципального района Тюменской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.