Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Галицкого Дениса Григорьевича на решение Свердловского районного суда города Перми от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 ноября 2023 года по административному делу N 2а-3529/2023 по административному иску Галицкого Дениса Григорьевича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным требования, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Галицкий Д.Г. обратился в суд с административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным требования от 20 мая 2022 года N27-31-2022/Треб622-22 в части электронного адреса "данные изъяты".
В обоснование требований указал, что Генеральная прокуратура РФ в требовании от 20.05.2022 N 27-31-2022/Треб622-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, на основании части 1 статьи 15.3 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" потребовала принятия мер по ограничению доступа к информации в сети "Интернет", размещённой по вышеуказанным электронным адресам, в том числе указав, что по электронному адресу его страницы в социальной сети "Вконтакте": "данные изъяты" "установлены фото-, видео- и текстовые материалы, содержащие недостоверную общественно значимую информацию о целях и форме проводимой Вооруженными Силами РФ специальной военной операции на территории Украины".
Исходя из текста требования, к нарушающей законодательство отнесена вся информацию, которая размещена на его странице в социальной сети "ВКонтакте" по адресу: "данные изъяты", что не соответствует действительности, так как нарушающими законодательство признано всего 4 записи из 1170 записей. Указывает, что был привлечен к административной ответственности по статье 20.3.3 КоАП РФ за размещение записей на его странице в социальной сети "Вконтакте" от 25.02.2022, 01.03.2022, 12.03.2022, 19.03.2022, указанные записи впоследствии им были удалены. Поскольку под действие требования попали записи, не связанные с проведением "спецопераци" и никак не нарушающие законодательство иным образом, в частности: от 16 апреля 2021 года ("данные изъяты") об объектах культурного наследия в Пермском крае; от 19 ноября 2021 года ("данные изъяты") о развитии трамвайной сети Перми; от 22 января 2022 года ("данные изъяты") о необходимости ревакцинации от COVID-19; от 18 февраля 2022 года ("данные изъяты") о доступности для маломобильных граждан новой поликлиники в Перми; от 13 апреля 2022 года ("данные изъяты") об анализе замусоривания территории Перми в зимний период; от 19 апреля 2022 года ("данные изъяты") об архитектурных достоинствах и недостатках нового торгового центра в Перми; от 29 апреля 2022 года ("данные изъяты") об устойчивости декоративных растений в климате Перми; от 10 мая 2022 года ("данные изъяты") о градостроительных достоинствах нового жилого дома на ул.Карпинского в Перми; от 17 мая 2022 года ("данные изъяты") о курьёзной ситуации при реконструкции ул.Ленина в Перми, от 19 мая 2022 года ("данные изъяты") с предложениями к 300-летнему юбилею Перми, полагает требование неосновательным.
Ссылается на то, что требование не содержит фактического обоснования, то есть указания конкретной информации (записей), попадающих под действие части 1 статьи 15.3 вышеуказанного закона, не ясно какую часть информации необходимо удалить для снятия блокировки согласно части 5, 6 статьи 15.3 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Разинкин, в качестве заинтересованных лиц привлечена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), администрация сети ООО "Вконтакте".
Решением Свердловского районного суда города Перми от 31 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 ноября 2023 года, в удовлетворении требований Галицкому Д.Г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 04 апреля 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Галицкий Д.Г. просит отменить решение Свердловского районного суда города Перми от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 ноября 2023 года, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, на нарушение норм материального права, допущенное судами первой и апелляционной инстанций.
В возражениях на кассационную жалобу Роскомнадзор просит решение Свердловского районного суда города Перми от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Галицкого Д.Г. - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкина А.В, возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных решений.
Остальные лица, участвующие в дела, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) является базовым законом, устанавливающим правовые основы осуществления права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применения информационных технологий, обеспечения защиты информации (часть 1 статьи 1). Его статья 2 определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления (пункт 1), доступ к информации - как возможность получения информации и ее использования (пункт 6).
Статьей 9 Федерального закона N 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона об информации).
Таким образом, право на распространение информации не является безусловным, а сопряжено с соблюдением требований закона при ее распространении.
Частью 6 статьи 10 названного Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании части 1 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, ложных сообщений об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информации, содержащей обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 26.08.2019 N 596 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" по результатам рассмотрения поступивших уведомлений, заключений прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации при наличии оснований готовят требования о принятии мер в соответствии с настоящей Инструкцией. Требование о принятии мер по удалению информации и (или) ограничению доступа к информационным ресурсам подписывается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями. Требования, указанные в пункте 12.1 настоящей Инструкции, должны содержать URL-адрес страницы сайта или доменное имя сайта, позволяющие идентифицировать информацию в сети "Интернет", дату ее размещения, признаки информационного материала, позволяющие идентифицировать его в сети "Интернет", а также обоснованный вывод о наличии оснований для ограничения доступа к информационным ресурсам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Галицким Д.Г. открыта страница в социальной сети "Вконтакте", адрес: "данные изъяты".
Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе мониторинга сети "Интернет" было выявлено, что на ряде страниц в социальной сети "Вконтакте", в том числе с адресом: "данные изъяты", размещена недостоверная общественно значимая информация, направленная на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Российской Федерации, фото, видео- и текстовые материалы, содержащие недостоверную общественно значимую информацию о целях и форме, проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины, в том числе о всеобщей мобилизации и возможном применения ядерного оружия, такая информация по данным Минобороны России и других официальных источников Российской Федерации не соответствует действительности, формирует у людей панические настроения, создает предпосылки к массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, по результатам мониторинга 20.05.2022 внесено Заключение об обнаружении в сети "Интернет" распространяемой с нарушением закона информации.
20.05.2022 первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Разинкиным А. В. в адрес руководителя Роспотребнадзора Липова А. Ю. направлено требование N 27-31-2022/Треб622-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, страницам в социальной сети "Вконтакте", в том числе с адресом: "данные изъяты".
20.05.2022 требование первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Разинкина N 27-31-2022/Треб622-22 поступило в Роскомнадзор, Роскомнадзором сформировано уведомление на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации, идентификатор записи 561724-НВ. 23.05.2022 и 24.05.2022 на адрес электронной почты провайдера хостинга vk.com zapretinfo@corp.vk.com, являющегося одновременно и владельцем информационного ресурса, было направлено уведомление о нарушении порядка распространения информации, с приложением описания распространяемой с нарушением закона информации и указателем страницы сайта в сети "Интернет", содержащим такую информацию.
Доступ к интернет-странице "данные изъяты" был ограничен администрацией социальной сети "ВКонтакте".
Разрешая требования Галицкого Д.Г. и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в социальной сети "Вконтакте" на странице "данные изъяты" имелись материалы, содержащие недостоверную общественно значимую информацию относительно проведения специальной военной операции на территории Украины, должностное лицо Генеральной прокуратуры Российской Федерации имело предусмотренные законом полномочия для вынесения требования. При этом, право на распространение информации не является безусловным, а сопряжено с соблюдением требований закона при ее распространении. В соответствии с положениями действующего законодательства целью вынесения требования является ограничение доступа не к конкретной информации, а принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, страницам в социальной сети посредством которых данная информация распространяется.
Судебная коллегия по административным делам краевого суда согласилась с такими выводами суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем, такая совокупность условий для удовлетворения требований Галицкого Д.Г. не установлена.
Доводы кассационной жалобы о том, что ограничение доступа к странице в социальной сети "Вконтакте" в целом, без указания на конкретные информационные материалы, нарушают его права, поскольку не позволяют снять ограничение без удаления всех размещенных на странице материалов, а не только нарушающих требования закона, подлежат отклонению.
Из положений части 5 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ следует, что в случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10.6 Федерального закона N 149-ФЗ, социальные сети относятся к интернет-площадкам, владельцем социальной сети является владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15.3 указанного закона после получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет".
Из анализа названных норм материального права, а также из обстоятельств административного дела усматривается, что правом обращения с уведомлением об удалении распространяемой с нарушением закона информации наделен владелец информационного ресурса.
В соответствии с положениями пункта 7.1. статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ в случае, если доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", был ограничен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", возобновление доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", осуществляется данным органом после получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности.
Судами нижестоящих инстанций верно учтено, что Галицким Д.Г. не представлено доказательств обращения к владельцу социальной сети в целях снятия ограничения и возобновление доступа к информационному ресурсу, в связи с удалением распространяемой с нарушением закона информации.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что содержание оспариваемого требования не содержит описания информации, которая распространяется неправомерно и подлежит удалению, не соответствует требованиям пункта 7.2 Инструкции, не может быть принята во внимание.
В соответствии с пунктом 7.2 Инструкция о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры России от 26 августа 2019 года N 596, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры либо их заместители при поступлении материалов из прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур проводят проверку наличия в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, размещенной с нарушением закона, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня с момента поступления уведомления направляют материалы вместе с заключением о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации по системе АИК "Надзор-WEB", военные прокуроры - в Главную военную прокуратуру. К материалам также прилагается проект требования о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам.
В силу пункта 7.4 названной Инструкции поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры из органов предварительного расследования и иных уполномоченных органов сведения о возбуждении уголовных дел по статьям 207.3, 280.3, 284.2 УК РФ, а также дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.3.3 и 20.3.4 КоАП РФ, связанных с распространением в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации с нарушением закона, являются основанием для осуществления мероприятий, предусмотренных разделами 3 и 7 настоящей Инструкции.
Галицкий Д.Г. был привлечен к административной ответственности по статье 20.3.3 КоАП РФ за размещение записей на его странице в социальной сети "Вконтакте" от 25.02.2022, 01.03.2022, 12.03.2022, 19.03.2022.
Как следует из содержания оспариваемого требования, в нем указаны основания получения сведений мониторинг сети "Интернет" социальной сети "Вконтакте", указано на какой странице социальной сети "Вконтакте" обнаружена информация, которая распространяется неправомерно - "данные изъяты", также указано на характер информации - недостоверная общественно значимая информация, направленная на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Российской Федерации, а именно фото, видео- и текстовые материалы, содержащие недостоверную общественно значимую информацию о целях и форме, проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины, в том числе о всеобщей мобилизации и возможном применения ядерного оружия, такая информация по данным Минобороны России и других официальных источников Российской Федерации не соответствует действительности, формирует у людей панические настроения, создает предпосылки к массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности.
В целом, доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют доводы административного иска и апелляционной жалобы, сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии краевого суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда города Перми от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Галицкого Дениса Григорьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 06 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.