Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 октября 2023 года, принятое по административному делу N2а-346/2023 по административному иску прокурора Чердынского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чердынского городского округа о признании бездействия незаконным, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационного представления, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В, настаивавшую на удовлетворении кассационного представления,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чердынского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Чердынского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе от ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда; возложении обязанности самостоятельно вести учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья.
Требования мотивированы тем, что в нарушение действующего законодательства такой учет администрацией Чердынского городского округа не ведется. Жилищные дела переданы в МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа", к числу функций которого согласно Уставу, отнесено признание граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении муниципальных жилых помещений.
Решением Чердынского районного суда Пермского края от 26 июля 2023 года требования прокурора Чердынского района, удовлетворены частично. На администрацию Чердынского городского округа возложена обязанность самостоятельно вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, установив срок исполнения решения суда в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 октября 2023 года решение Чердынского районного суда Пермского края от 26 июля 2023 года отменено в части возложения на администрацию Чердынского городского округа обязанности самостоятельно вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. В указанной части по делу принято новое решение об отказе прокурору Чердынского района в удовлетворении требований. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поданном 19 апреля 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, прокуратура Пермского края просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 октября 2023 года, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение, неправильное применение норм процессуального и материального права, допущенные судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационного представления указывает на то, что выводы суда апелляционной инстанции о выполнении МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа" технических функций безосновательны.
В суде кассационной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкина А.В. на удовлетворении кассационного представления настаивала.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы кассационного представления не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено пунктом 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (здесь и далее нормативные правовые акты приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 N 216/пр утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, пунктом 1 которых рекомендовано устанавливать:
- порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях;
- порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Решением Думы Чердынского городского округа от 06.12.2019 N 82 утверждено Положение об администрации Чердынского городского округа, пунктом 1.4 которого установлено, что администрация может выступать учредителем муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктом 3.1.4 Положения администрация осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов обеспечения проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В рамках реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, администрацией Чердынского городского округа создано МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа".
Во исполнение Методических рекомендаций от 06.04.2018 N 216/пр постановлением администрации Чердынского городского округа от 11.04.2022 N 252 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Указанным Административным регламентом к компетенции МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа" отнесено принятие заявлений, документов в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2.1.1); проверка представленных документов (пункт 3.4.3.1); истребование в рамках межведомственного взаимодействия необходимых документов (пункт 3.4.3.2); подготовка проекта решения (пункт 3.4.3.3).
Результатом предоставления данной муниципальной услуги МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа" является направление оформленного проекта постановления администрации Чердынского городского округа о принятии на учет, проекта решения об отказе в принятии на учет и пакета документов на согласование и утверждение в соответствии с установленным порядком (пункт 3.4.3.5).
Постановлением администрации Чердынского муниципального района от 21.08.2019 N 324 утверждено Положение и состав жилищной комиссии при администрации.
В соответствии с Положением о жилищной комиссии, основными ее функциями являются, принятие решения о признании граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (пункт 3.1.1), принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством (пункт 3.1.2).
В состав жилищной комиссии входят: заместитель главы и начальник юридического отдела администрации Чердынского муниципального района, начальник и инженер по жилищному фонду (секретарь комиссии) МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа", и.о. директора МБУ "Керчевское коммунальное хозяйство", председатель Комитета имущественных отношений администрации Чердынского муниципального района, директор МП "Бондюжское", и.о. руководителя МБУ "Ныроб-Благоустройство", начальник МБУ "Городское жилищно-коммунальное хозяйство".
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на администрацию Чердынского городского округа Пермского края обязанности самостоятельно вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. При этом суд первой инстанции исходил из того, что полномочиями по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий наделены органы местного самоуправления. Администрацией Чердынского городского округа как собственником жилых помещений муниципального жилищного фонда правами и обязанностями наймодателя жилых помещений наделено МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа", которое заключает договоры социального найма, осуществляет права и обязанности наймодателя по данным договорам. Вместе с тем, учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, находится за пределами полномочий наймодателя.
Вместе с тем, суд не усмотрел оснований для признания незаконным бездействия администрации, выразившегося в отказе от ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку такой учет ведется.
Судебная коллегия по административным делам краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения административного иска, указав, что оснований для возложения на администрацию Чердынского городского округа обязанности самостоятельно вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, у суда не имелось, в связи с чем решение в указанной части отменила с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом судебной коллегией краевого суда отмечено, что вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны администрации Чердынского городского округа Пермского края незаконного бездействия, выразившегося в отказе от ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационного представления не имеется.
Проанализировав приведенные выше положения 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 N 216/пр, а также представленных Положения об администрации Чердынского городского округа, Положения о жилищной комиссии, утвержденного Постановлением администрации Чердынского муниципального района от 21.08.2019 N 324, Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", судебная коллегия краевого суда пришла к обоснованному выводу о том, что принятие решения о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Чердынском городском округе отнесено исключительно к компетенции администрации.
Тот факт, что заявление о постановке на такой учет граждане могут подать не только в администрацию Чердынского городского округа, МФЦ, но и в МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа", верно расценен судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующий о делегировании администрацией указанных полномочий муниципальному казенному учреждению, поскольку принятие решения о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Чердынском городском округе отнесено исключительно к компетенции администрации.
В то время как выполнение муниципальным казенным учреждением технической функции по принятию, регистрации заявления, проверке представленных гражданами документов, истребованию в порядке межведомственного взаимодействия необходимых документов, не свидетельствует об уклонении администрации от ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
Учитывая отсутствие незаконного бездействия, выразившегося в отказе от ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, суд апелляционной инстанции правильно не усмотрел оснований для возложения на администрацию Чердынского городского округа обязанности самостоятельно вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.
Приведенные в кассационном представлении доводы о безосновательности выводов суда апелляционной инстанции о выполнении МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа" технических функций, были предметом проверки суда апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятом по делу апелляционном определении, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение, с учетом доводов кассационного представления, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 октября 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Пермского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационного представления кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 06 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.