Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Тиуновой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Тюмени на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 18 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 октября 2023 года по делу N2-240/2023 по иску Шиховой Елены Викторовны, Антуфьевой Майи Анатольевны о возложении обязанности, взыскании неустойки.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, пояснения представителя администрации города Тюмени - Ткачевой С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Антуфьева М.А, Шихова Е.В. обратились в суд с иском, с учетом уточнений к нему, к МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г. Тюмени", администрации г. Тюмени, МКУ "Комитет по информатизации г. Тюмени", Департаменту безопасности жизнедеятельности администрации г. Тюмени с требованиями о возложении обязанности:
- привести бульвар "Сказочный", расположенный на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию такого рода объекта, определить состав и виды работ, после чего организовать проведение установленных видов ремонта, в том числе: произвести озеленение бульвара, восстановить травяное покрытые и живые изгороди; произвести обустройство и восстановление альпийской горки таким образом, которое исключит возможность доступа людей на альпийскую горку, а при невозможности исключения доступа людей, демонтировать альпийскую горку с устройством покрытия на ее месте; произвести восстановление малых архитектурных форм, расположенных на территории бульвара; произвести полный демонтаж скейт-парка, с восстановлением асфальтового покрытия после его демонтажа, в срок не превышающий 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
- установить систему непрерывного видеонаблюдения всей территории бульвара "Сказочный", расположенного на земельном участке с кадастровым номером: "данные изъяты", с учетом расчетов количества установленных камер и мест их размещения, с подключением к АПК "Безопасный город", с архивным хранением видеоданных в течение 30 дней, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", в срок не превышающий 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
- установить систему оповещения и управления эвакуацией на территории бульвара "Сказочный", расположенного на земельном участке с кадастровым номером: "данные изъяты", в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", в срок не превышающий 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
- о взыскании неустойки в равных долях в порядке ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 5 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда начиная с 61 дня с момента вступления решения в законную силу; взыскании расходов по оплате государственной пошлины и расходов на проведение экспертизы.
В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в ЖК "Новопатрушевого" г. Тюмени, вблизи которого на земельном участке с кадастровым номером: "данные изъяты" находится бульвар "Сказочный"; данный земельный участок находится в собственности муниципального образования городской округ Тюмень, на праве постоянного (бессрочного) пользования - МКУ "Служба заказчика благоустройству Восточного АО г. Тюмени". Расположенные на бульваре "Сказочный" малые архитектурные формы, спортивное оборудование, иные элементы благоустройства и покрытие на баланс муниципального образования не переданы, требуют ремонта (покраски, восстановление частей, замены), травмобезопасное покрытие провалилось, скамейки требуют покраски и очистки от ржавчины. В связи с отсутствием необходимого содержания зеленых насаждений живая изгородь высохла, газон также высох и вытоптан, посев новых семян не осуществляется. В центре бульвара расположена "Альпийская горка", на которой зеленые насаждения повреждены и на момент обращения с иском состоит из грязи и камней. Кроме того, на территории бульвара расположен скейт-парк, выполненный из железа, на котором отсутствует шумопоглощающее покрытие. Бульвар "Сказочный" фактически является местом массового пребывания людей, в связи с чем его эксплуатация должна соответствовать требованиям и мерам, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". Видеокамеры, которые бы позволяли обеспечить надлежащее наблюдение за территорией бульвара "Сказочный", пресекать акты вандализма, способствовать антитеррористической защищенности, а также иные инженерно-технические средства отсутствуют.
В ходе производства по делу судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управа Восточного АО г. Тюмени, ООО "УК "Дуэт", АО "ТДСК", УМВД России по Тюменской области, Департамент информатизации Тюменской области, АО "Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие", Департамент городского хозяйства администрации г. Тюмени, МКУ "ЛесПаркХоз".
Определением суда первой инстанции от 18 мая 2023 года принят отказ истцов от исковых требований в части требований к МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г. Тюмени", администрации г. Тюмени о возложении обязанности обустроить и восстановить альпийскую горку, исключающую возможность доступа людей на нее, а при невозможности исключения доступа людей, демонтировать альпийскую горку с устройством покрытия на ее месте, произвести полный демонтаж скейт-парка, с восстановлением асфальтового покрытия после его демонтажа, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 18 мая 2023 года иск удовлетворен частично, возложена обязанность на администрацию города Тюмени, МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г. Тюмени" привести бульвар "Сказочный", расположенный на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию такого рода объекта, определить состав и виды работ, после чего организовать проведение установленных видов ремонта, в том числе: произвести озеленение бульвара, восстановить травяное покрытые и живые изгороди; произвести восстановление малых архитектурных форм, расположенных на территории бульвара, в срок не превышающий 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
возложена обязанность на администрацию города Тюмени, МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г..Тюмени", МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени" установить систему непрерывного видео наблюдения всей территории бульвара "Сказочный", расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", с учетом расчетов количества установленных камер и мест их размещения, с подключением к АПК "Безопасный город", с архивным хранением видеоданных в течение 30 дней, в соответствии с требованиями Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", в срок не превышающий 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу; возложена обязанность на администрацию города Тюмени, МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г..Тюмени" установить систему оповещения и управления эвакуацией на территории бульвара "Сказочный", расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", в соответствии с требованиями Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", в срок не превышающий 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу; с администрации города Тюмени, МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г..Тюмени", МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени" в пользу Антуфьевой М.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб. в равных долях, по 300 руб, расходы на проведение экспертизы в размере 35 000 руб. в равных долях, по
11 666, 66 руб.; в удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 октября 2023 года изменено решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 18 мая 2023 года, абзац второй резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: "обязать администрацию города Тюмени, МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г. Тюмени" привести бульвар "Сказочный", расположенный на земельном участке с кадастровым номером: "данные изъяты" в соответствие с нормативными документами, устанавливающие требования к эксплуатационному состоянию такого рода объекта, определить состав и виды работ, после чего организовать проведение установленных видов ремонта, в том числе: произвести озеленение бульвара, восстановить травяное покрытые и живые изгороди; произвести восстановление малых архитектурных форм, расположенных на территории бульвара, в срок до 01 июня 2024 года"; абзац пятый резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: "взыскать в пользу Антуфьевой М.А. с администрации г. Тюмени расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на проведение экспертизы в размере 17 500 рублей. Взыскать в пользу Антуфьевой М.А. с МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г. Тюмени" расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на проведение экспертизы в размере 17 500 рублей. Взыскать в пользу Антуфьевой М.А. с МКУ "Комитет по информатизации г. Тюмени" расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей"; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 19 апреля 2024 года), администрация г. Тюмени выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Представителем административного истца Антуфьевой М.А. представлены письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в пределах указанных в ней доводов, при этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
При рассмотрении дела судами установлено, что бульвар "Сказочный" был возведен и введен в эксплуатацию АО "ТДСК" 25 июня 2020 года; земельный участок с кадастровым номером 72:17:1316004:11420, на котором расположен бульвар "Сказочный" и территория проездов, с 09 ноября 2020 года находится в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень, с 14 апреля 2021 года - в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ "Служба заказчика Восточного АО г. Тюмени". 01 августа 2022 года МКУ "Служба заказчика Восточного АО г. Тюмени" заключен муниципальный контракт с АО "ТОДЭП" на содержание территории Восточного АО г. Тюмени, в том числе земельный участок с кадастровым номером 72:17:1316004:11420, на котором расположен бульвар "Сказочный".
21 июня 2021 года в отношении места массового пребывания людей - бульвар "Сказочный" г. Тюмени утвержден паспорт безопасности.
На территории бульвара "Сказочный" расположено 96 объектов: малые архитектурные формы, альпийская горка, детские спортивные и игровые комплексы, детское спортивное оборудование, песочницы, столб указателя, которые решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 26 сентября 2022 года признаны бесхозяйными, право муниципальной собственности на которые признано за муниципальным образованием городской округ город Тюмень. Приказом Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени от 15 декабря 2022 года вышеуказанное имущество закреплено за МКУ "Служба заказчика Восточного АО г. Тюмени" на праве оперативного управления.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь абзацем 18 части 1 статьи 2, пунктом 6.1 части 1 статьи 15, пунктами 3, 25 части 1 статьи 16, пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами благоустройства территории города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 27 июня 2019 года N136, распоряжением администрации города Тюмени от 03 февраля 2014 года N 57-рк, пунктом 3.5.5 Приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации", постановлением администрации города Тюмени от 23 декабря 2010 года N 138-пк "Об утверждении Порядка содержания зеленых насаждений на территории города Тюмени", постановлением администрации города Тюмени от 28 ноября 2022 года N 198-пк "Об утверждении Порядка озеленения территории города Тюмени, благоустройства (в том числе создания) озелененных территорий города Тюмени", статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 2, пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", установив, что обязанность по благоустройству территории в данном случае земельного участка и расположенного на нем бульвара "Сказочный" и находящихся на нем объектов возложена на администрацию г..Тюмени, МКУ "Служба заказчика по благоустройству Восточного АО г..Тюмени; благоустройство указанного имущества в части
озеленения бульвара "Сказочный" и содержания находящихся на нем малых архитектурных форм осуществляется ненадлежащим образом; установленная в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 система видеонаблюдения, система оповещения и управления эвакуацией в месте массового пребывания людей - бульваре "Сказочный" отсутствует, а обязанность по обеспечению указанного места массового пребывания людей названными инженерно-техническими средствами возложена на органы местного самоуправления, пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о доказанности незаконного бездействия ответчиков, в связи с чем удовлетворил требования административных истцов в вышеприведенной части. Отказывая в удовлетворении иска в остальной части, суды исходили из отсутствия правовых оснований.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, изменил решение суда в части установленного срока по выполнению мероприятий по озеленению бульвара, восстановлению малых архитектурных форм бульвара "Сказочный", ссылаясь на объем и характер действий, подлежащих совершению, бюджетное планирование, частичное выполнение мероприятий, соблюдение баланса публичного и частного интересов, установилсрок до 01 июня 2024 года, а также изменил решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Суды, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, установили, что благоустройство указанного имущества в части озеленения бульвара "Сказочный" и содержания находящихся на нем малых архитектурных форм осуществляется ненадлежащим образом.
Доводы кассационной жалобы администрации о том, что озеленение выполняется в установленном муниципальными правовыми актами порядке, не свидетельствует об отсутствии у администрации обязанности по содержанию, восстановлению зеленых насаждений на территории бульвара. Кроме того, как установлено судами, с 09 ноября 2020 года земельный участок, на котором расположен бульвар, находится в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень.
То обстоятельство, что 26 сентября 2022 года решением суда признано право муниципальной собственности на малые архитектурные формы, находящиеся на территории бульвара, само по себе не свидетельствует о принятии администрацией исчерпывающих мер, направленных на благоустройство указанной территории, об отсутствии оспариваемого в рамках данного дела бездействия администрации. Как установлено судом первой инстанции, с иском о признании малых архитектурных форм бесхозяйными, передаче их в муниципальную собственность, администрация города Тюмени обратилась только после предъявления настоящего иска о возложении обязанности.
Суждения подателя кассационной жалобы о том, что малые архитектурные формы находятся в удовлетворительном состоянии, работы по содержанию элементов благоустройства выполняются, направлены на переоценку доказательств и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств. Так, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение в исправном состоянии малых архитектурных форм, представленные фото и видео материалы об этом не свидетельствуют. Несогласие административного ответчика с оценкой доказательств, произведенной судами в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела, основанием для отмены судебных актов быть не может. Правила оценки доказательств судами не нарушены. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Сведений о том, что администрацией принимаются необходимые и исчерпывающие меры, которые привели бы к должному результату, в материалах дела не имеется.
Утверждения административного ответчика об отсутствии соответствующих финансовых средств в местном бюджете на проведение указанных мероприятий, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований.
Доводы администрации о вмешательстве в бюджетные правоотношения безосновательны, заявленные требования не касаются вопроса распределения бюджетных средств.
Суждения подателя кассационной жалобы о неисполнимости судебного решения основаны на субъективной оценке заявителем обстоятельств спора, о нарушении судами норм права не свидетельствуют.
В решении суда первой инстанции, с учетом изменений внесенных в решение суда апелляционным определением, указанно, какие именно действия и в какой срок, в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, надлежит совершить административным ответчикам.
Доводы кассационной жалобы о недостаточности предоставленного для выполнения возложенной обязанности срока (до 01 июня 2024 года), не могут быть признаны основанием для отмены или изменения постановленных судебных актов в кассационном порядке.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, не усматривается.
Приведенные доводы в кассационной жалобе не свидетельствуют о допущенных в ходе рассмотрения дела судами существенных нарушениях норм материального и процессуального права, о несоответствии выводов судов установленным обстоятельствам, которые привели к принятию неправильных судебных актов.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации г. Тюмени не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 18 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Тюмени - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 21 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.