Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В.
судей Печенкиной Н.А. и Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малининой Татьяны Николаевны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 02 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 29 января 2024 года по административному делу N 2а-9519/2023 по административному исковому заявлению Малининой Татьяны Николаевны к Управлению Росреестра по Тюменской области об оспаривании решения регистрирующего органа, обязании осуществить государственную регистрацию права.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Малинина Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области) от 19 июня 2023 г. N КУВД-001/2023-8397575/2 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 1/2222) в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 263601 кв.м, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень. СНТ "Липовый остров".
Указанным решением отказано в осуществлении такой регистрации в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в уведомлении от 17 марта 2023 г.
Осуществление государственной регистрации прав было приостановлено ввиду непредставления документа, подтверждающего размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общего назначения садоводческого товарищества.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 2 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 29 января 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Малининой Т.Н. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Управлением Росреестра по Тюменской области представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле о рассмотрении дела судом кассационной инстанции извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав содержится в статье 26 названного Федерального закона.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) предусмотрено такое основание для приостановления регистрации, как непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Малининой Т.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: г.Тюмень, садоводческое товарищество "Липовый остров", "данные изъяты", общей площадью 815 +/- 6, 27 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства и огородничества.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 263 601 кв.м, расположенный по адресу: г. Тюмень, 4 км. Салаирского тракта, садоводческое товарищество "Липовый остров", поставлен на кадастровый учет 12 мая 2011 г, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования.
03 марта 2023 г. Малинина Т.Н. обратилась в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права на 1/2222 долю в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок.
С заявлением были представлены заключение кадастрового инженера Коба Ю.В. от 28 февраля 2023 г. об определении размера доли и постановление администрации Тюменского района N 89 от 16 февраля 1994 года "О передаче земель садоводческим товариществам и их членам в общую совместную и частную собственность".
Регистрирующий орган счел, что имеются основания, препятствующие регистрации права на долю в праве общей долевой собственности, приведенные в оспариваемом решении.
Суды нижестоящих инстанций такую позицию регистрирующего органа поддержали, а оспариваемое решение нашли законным.
Оснований считать выводы судов неправильными, не имеется.
16 февраля 1994 г. постановлением администрации Тюменского района Тюменской области N 89 выявленные инвентаризацией дополнительно занятые площади земель переданы садоводческим товариществам с изъятием их у землепользователей согласно приложению 1; переданы в общую совместную собственность земли общего пользования садоводческим товариществам в объектах, согласно приложению 2; передать в частную собственность бесплатно земельные участки членам садоводческих товариществ согласно прилагаемым спискам.
В приложении к постановлению в отношении садоводческого общества "Липовый остров" указано на площадь земель, передаваемую в частную собственность граждан - 177, 76 га, в общую совместную собственность - 26, 84 га, количество членов товарищества - 2 222.
На основании указанного постановления садоводческому товариществу "Липовый остров" выдан государственный акт, согласно которому предоставлено 26, 84 га земель в общую (исправлено слово "коллективную") совместную собственность для коллективных садов.
Права на земли общего назначения в границах садоводческого товарищества не оформлены, земельный участок не сформирован и на кадастровый учет не поставлен.
Статьей 3 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшей в период предоставления спорного земельного участка, было предусмотрено, что в РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая). При этом собственниками земли выступают государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.
Согласно статье 8 Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки могли принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.
В соответствии со статьей 66 того же Кодекса земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ. На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю.
Исходя из приведенных положений законодательства, действовавшего в 1993 году, коллективная совместная собственность, наряду с коллективно-долевой собственностью, являлась формой общей собственности.
Согласно пункту 2.1 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.
С 01 января 2019 г. отношения, возникающие с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулируются Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ).
Земельные участки общего назначения - это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования (пункт 6 статьи 3 Закона N 217-ФЗ).
Частью 1 статьи 4.1 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что в состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения.
Образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Для образования таких земельных участков подготовка и утверждение проекта планировки не требуются (часть 1 статьи 24 Закона N 217-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона N 217-ФЗ земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
В соответствии с частью 14 статьи 54 Закона N 217-ФЗ образованные до дня вступления в силу данного Закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу этого Закона, являются земельными участками общего назначения.
Частью 16 статьи 54 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
При этом граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества и голосовать по вопросам, определенным частью 6 статьи 5 Закона N 217-ФЗ, в том числе по вопросам о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования.
Правильно применив приведенные выше нормы материального права, суды, правомерно учли особенности оформления права общей долевой собственности на земельный участок общего назначения садоводческого некоммерческого товарищества, находящийся в коллективной совместной собственности граждан, исходя из того, что в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации своей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общего назначения вправе обратиться собственник садового земельного участка, к которому прилагаются документы, предусмотренные Законом о регистрации (в том числе документ, подтверждающий возникновение права общей долевой собственности на земельный участок общего назначения, а также документ, содержащий сведения о размере долей).
Давая оценку заключению кадастрового инженера Коба Ю.В. от 28.02.2023 г. о том, что о том, что размер доли каждого собственника в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 1/2222, исходя из количества участников общей собственности, суды правомерно заключили, что данное заключение не является документом, содержащим сведения о размере долей, поскольку размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общего назначения должен быть определен общим собранием членов товарищества с учетом требований, предусмотренных частью 16 статьи 54 Закона N 217-ФЗ, пропорционально площади земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства, принадлежащих участникам общей долевой собственности.
Доводы кассационной жалобы, основанные на ином толковании действующего законодательства, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, рассматривались ими и получили соответствующую правовую оценку.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что суды, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказа в удовлетворении требований Малининой Т.Н, поэтому решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует отставить без изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы - отказать.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 02 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 29 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Малининой Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 03 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.