Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству на решение Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 06 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 февраля 2024 года по административному делу N2а-1750/2023 по административному иску Знаменщиковой Елены Сергеевны о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, возражения по доводам кассационной жалобы представителя административного истца - Малахова М.Р, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Знаменщиковой Е.С. 21 мая 2023 года принято решение о разделе принадлежащего ей на праве собственности земельного участка площадью 14 000 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты" административное здание МО "Даховское сельское поселение", участок находится примерно в 1 600 м, по направлению на юго-запад от ориентира, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, на 16 самостоятельных земельных участка, в связи с чем было подано заявление для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на образованные земельные участки.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее по тексту - Управление Росреестра по Республике Адыгея) от 30 июня 2023 года N КУВД - "данные изъяты" в связи с представлением заявления и документов от 27 июня 2023 года, сообщено о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации, приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации до 13 июля 2023 года на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с указанием на то, что земельный участок расположен в территориальной зоне "данные изъяты", на основании пункта 2 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходима подготовка документации по планировке территории. Данное решение административным истцом обжаловано в апелляционную комиссию, решением заседания апелляционной комиссии от 12 июля 2023 года N 58 заявление отклонено.
Уведомлением Управления Росреестра по Республике Адыгея от 13 июля 2023 года N КУВД - 001/2023-21597491/5, заявителю было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с неустранением причин приостановления. Также в уведомлении указано на то, что имеет место пересечение границ, чересполосица.
Знаменщикова Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Республике Адыгея от 13 июля 2023 года, возложении обязанности на Отдел государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Республике Адыгея, Управление Росреестра по Республике Адыгея повторно рассмотреть заявление от 25 мая 2023 года на осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении 16 земельных участков, образованных путем раздела земельного участка.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение не соответствует нормам земельного законодательства, которое не предусматривает случаев, когда раздел земельного участка находящегося в частной собственности должен осуществляться в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Решением Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 06 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 февраля 2024 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 11 апреля 2024 года), заинтересованное лицо Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на то, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон о регистрации недвижимости) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 часть 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости).
Согласно части 5 статьи 29 Закона о регистрации недвижимости уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении дела судами установлено, что вышеуказанный земельный участок административного истца расположен в территориальной зоне Ж-1.
В статье 26 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Даховское сельское поселение" Майкопского района республики Адыгея, утвержденных Советом народных депутатов муниципального образования "Майкопский район" от 27 декабря 2021 года N 170-РС, отражены, в том числе следующие виды разрешенного использования земельного участка расположенного в территориальной зоне Ж-1: ведение личного подсобного хозяйства - размещение жилого дома указанного в описании вида разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство; производств сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных, с максимально/минимальной площадью земельных участков 400/2000 квадратных метров.
Разрешая спор, суды установили, что действующие на территории муниципального образования "Даховское сельское поселение" Правила землепользования и застройки, допускают использование земельного участка расположенного в территориальной зоне Ж-1 также для целей не связанных с возведением объектов капитального строительства в частности для выращивания сельскохозяйственных культур, производства сельскохозяйственной продукции, содержания сельскохозяйственных животных; планируется образование земельных участков с видом разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства"; в решении от 13 июля 2023 года, кроме оспариваемых оснований для приостановления государственной регистрации, были указаны иные, при этом, административному истцу не была предоставлена возможность устранения данных недостатков.
Суды, руководствуясь частью 5 статьи 18, пунктом 7 части 1 статьи 26, пунктом 3 части 1 статьи 29, частью 2 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктами 1, 3, 7 статьи 11.2, пунктами 4, 6 статьи 11.4, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктами 2, 3 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришли к заключению о том, что оснований для раздела вышеуказанного земельного участка на основании документации по планировке территории не имелось, в рассматриваемых правоотношениях истребование у административного истца для совершения испрашиваемых регистрационных действий дополнительно проекта планировки территории, в силу вышеприведенных положений закона не требовалось, пришли к заключению о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
При установленных фактических обстоятельствах, оснований не соглашаться с выводами судов не имеется.
Доводы заинтересованного лица, приведенные в кассационной жалобе, о том, что в данном случае подготовка документации по планировке территории является обязательной, у государственного регистратора имелись основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации на земельные участки, образуемые в результате раздела, являлись предметом исследования судебных инстанций и с учетом законодательства, регулирующего спорные правоотношения, получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам по данному делу. В данном случае, предусмотренных законом обстоятельств, в силу которых раздел вышеуказанного земельного участка невозможен без документации по планировке территории, при рассмотрении дела не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормы материального права судами правильно применены и истолкованы.
Суды нижестоящих инстанций, с учетом правил частей 8, 9 статьи 226, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно определили и установили юридически значимые для разрешения спора обстоятельства и на основании исследования и оценки совокупности представленных доказательств с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Иные доводы административного истца, приведенные в кассационной жалобе, об отсутствии информации об обосновании проводимых мероприятий по разделу вышеуказанного земельного участка, о недостатках межевого плана, несоответствии правового режима земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установленному градостроительному регламенту территориальной зоны, основанием для отмены судебных актов являться не могут, как верно указано судом апелляционной инстанции, такие основания не явились основанием для приостановления государственной регистрации и последующего отказа от 13 июля 2023 года.
Приведенные доводы в кассационной жалобе не свидетельствуют о допущенных в ходе рассмотрения дела судами существенных нарушениях норм материального и процессуального права, о несоответствии выводов судов установленным обстоятельствам, которые привели к принятию неправильных судебных актов.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебных актов, не усматривается.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 06 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 26 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.