Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 марта 2024 года, принятое по административному делу N2а-3980/2023 по административному иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора к Совету депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным бездействия, досрочном прекращении полномочий "данные изъяты" сельского поселения, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав представителя Совета депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Пузанову В.В, настаивавшую на удовлетворении кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитину Н.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения требований, просил суд:
- признать незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района (далее также Совет), выразившееся в непринятии мер к рассмотрению вопроса о применении мер ответственности к "данные изъяты" сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Козлову А.И. за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию;
- досрочно прекратить полномочия "данные изъяты" сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Козлова А.И. путем удаления его в отставку в связи с утратой доверия, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов между ним, "данные изъяты" и "данные изъяты"
Требования мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой на основании обращения "данные изъяты" А.О. проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района требований законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой в деятельности органа местного самоуправления выявлены нарушения закона. По результатам проверочных мероприятий межрайонной прокуратурой в адрес Совета депутатов сельского поселения Цингалы внесено представление об устранении нарушений закона. В Межрайонную прокуратуру поступил ответ, согласно которому личная заинтересованность у ведущего специалиста финансово-экономического сектора отсутствует, меры по устранению допущенных нарушений закона приняты, конфликт интересов урегулирован. Межрайонная прокуратура не согласна с указанным ответом, так как при рассмотрении представления под председательством самого Козлова А.И, исполняющего полномочия председателя Совета депутатов сельского поселения Цингалы, нарушена беспристрастность и объективность работы Совета, не дана оценка нарушению "данные изъяты" сельского поселения Цингалы Козловым А.И. требований антикоррупционного законодательства.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 ноября 2023 года административный иск прокурора удовлетворен частично: признано незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района, выразившееся в непринятии мер к рассмотрению вопроса о применении мер ответственности к "данные изъяты" сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Козлову А.И. за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию. На Совет депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района возложена обязанность повторно рассмотреть представление Ханты-Мансийского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона от 19 сентября 2022 года N 07-03-2022.В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 марта 2024 года решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июня 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Ханты-Мансийского межрайонного прокурора удовлетворен частично.
Досрочно прекращены полномочия "данные изъяты" сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Козлова А.И. путем удаления его в отставку в связи с утратой доверия, выразившегося в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов между ним, "данные изъяты" и "данные изъяты" В удовлетворении остальной части заявленных требований Ханты-Мансийскому межрайонному прокурору отказано.
В кассационной жалобе, поданной 25 апреля 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Совет депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 марта 2024 года, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с административным иском.
Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлены возражения на кассационную жалобу.
В суде кассационной инстанции представитель Совета депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Пузанова В.В. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитина Н.В. возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятого по делу апелляционного определения.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав представителя Совета депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Пузанову В.В, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитину Н.В, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленными в ее статьях 1 (часть 1), 3 (часть 2), 5 (часть 2), 12, 15 (часть 1), 66 (части 1 и 2), 76, 130, 131, 132, 133, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам.
Для того чтобы обеспечить реализацию указанных конституционных положений, а также защитить права граждан (в том числе право на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, Российская Федерация как суверенное государство вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) "данные изъяты" муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ одним из оснований для удаления "данные изъяты" муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 23 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон "О противодействии коррупции") установлено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Козлов Алексей Иванович, являлся "данные изъяты" сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района (постановление от 20 сентября 2017 года N 98, переизбран на данную должность 11 сентября 2022 года).
"данные изъяты", сын "данные изъяты" сельского поселения Цингалы, с 1 августа 2022 года замещал должность муниципальной службы - ведущего специалиста в финансово-экономическом секторе администрации сельского поселения Цингалы (назначен приказом администрации сельского поселения Цингалы от 1 августа 2022 года N 1-рл за подписью Козлова А.И.).
Супруга "данные изъяты". - "данные изъяты", на основании договора от 1 августа 2022 года N 26, оказывала администрации сельского поселения Цингалы услуги делопроизводителя. Договор заключен сроком до 20 сентября 2022 года, подписан "данные изъяты" сельского поселения Козловым А.И.
Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой по обращению "данные изъяты" А.О. проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, по результатам которой в адрес Совета депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района вынесено представление от 19 сентября 2022 года N 07-03-2022 об устранении нарушений закона.
По результатам рассмотрения представления Советом депутатов сельского поселения Цингалы 18 ноября 2022 года в Ханты-Мансийскую межрайонную прокуратуру направлен ответ о том, что у ведущего специалиста финансово-экономического сектора отсутствует личная заинтересованность, поскольку он не подчиняется непосредственно "данные изъяты" сельского поселения, начисление заработной платы осуществляется в соответствии с положением об оплате труда сотрудников. Бюджет проходит проверку Контрольно-счетной палатой Ханты-Мансийского района. При заключении договора с "данные изъяты" личной заинтересованности также не выявлено. Меры по устранению допущенных нарушений закона приняты. "данные изъяты" уволен с 14 сентября 2022 года. Трудовой договор с "данные изъяты" прекратил свое действие 20 сентября 2022 года. Конфликт интересов урегулирован.
Разрешая заявленные прокурором требования и признавая незаконным бездействие Совета депутатов в части непринятия мер к рассмотрению вопроса о применении мер ответственности к "данные изъяты" сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Козлову А.И. за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию, и отказывая в удовлетворении заявленных требований о досрочном прекращении полномочий "данные изъяты", суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении представления прокурора Совет не дал оценки действиям (бездействиям) "данные изъяты" сельского поселения Цингалы на предмет нарушения требований антикоррупционного законодательства, возлагающего на лицо, замещающего муниципальную должность, обязанности по направлению сообщения в уполномоченный орган о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая в данном случае имелась, при этом, ссылаясь на положения части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пришел к выводу, что принятие решения об удалении "данные изъяты" муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Судебная коллегия по административным делам суда автономного округа не согласилась с такими выводами суда первой инстанции. Указав на то, что районный суд правильно установив факты наличия в рассматриваемых правоотношениях конфликта интересов и непринятие "данные изъяты" поселения Козловым А.И. мер к его урегулированию, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" влечет увольнение (освобождение от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности вывода о том, что принятие решения об удалении "данные изъяты" муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Также, судебная коллегия суда автономного округа не согласилась с решением районного суда в части признания незаконным бездействия Совета депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района, выразившееся в непринятии мер к рассмотрению вопроса о применении мер ответственности к "данные изъяты" сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского района Козлова А.И. за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию, и возложении на Совет обязанности повторно рассмотреть представление Ханты-Мансийского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона от 19 сентября 2022 года N 07-03-2022.
Установив, что в связи с поступившим от прокурора в Совет депутатов представлением об устранении нарушений закона, 10 ноября 2022 года состоялось заседание Совета депутатов сельского поселения, в ходе которого ими было принято решение N 38 об отсутствии личной заинтересованности Козлова А.И. в трудоустройстве "данные изъяты", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представление прокурора было рассмотрено, принято решение, по результатам рассмотрения прокурору направлен ответ, следовательно, незаконного бездействия Совет сельского поселения Цингалы в данной части не допустил. При этом, требовать от Совета сельского поселения принятия определенного решения, ни прокурор, ни суд не вправе, поскольку иное бы означало вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационного представления не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
При реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Право на удаление "данные изъяты" муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, установленное положениями части 1 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не ограничивает полномочий прокурора по осуществлению надзора соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления.
Основанием обращения прокурора с административным иском суд послужило то обстоятельство, что Советом депутатов сельского поселения Цингалы не было принято решение об удалении "данные изъяты" поселения в отставку в связи с утратой доверия ввиду несоблюдения ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Административный иск прокурора направлен на охрану общества, установленную им правовую демократию от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества и репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 20-П).
Приведенные в кассационной жалобе доводы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с административным иском, были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятом по делу апелляционном определении, сводятся к несогласию заявителя с выводами судебной коллегии суда автономного округа, с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов сельского поселения Цингалы Ханты-Мансийского - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационного представления кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 13 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.