Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Руновой Т.Д., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело N 2-1301/2023 по иску территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 к Ивановой Ирине Алексеевне о взыскании излишне полученных денежных средств, по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области -Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 на заочное решение мирового судьи судебного участка N 4 Тавдинского судебного района Свердловской области от 16 октября 2023 года и апелляционное определение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 января 2024 года,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 (далее также - Управление социальной политики N 7) обратился в суд с исковым заявлением к Ивановой И.А. о взыскании излишне выплаченных денежных средств.
В обоснование исковых требований указано, что по заявлению от 17 августа 2021 года Ивановой И.А. была назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, в соответствии с пунктом 1-1 статьи 3 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-03 "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", на срок по 18 июля 2024 года (по день достижения ребенком возраста трех лет). Согласно реестру ОСФР от 10 февраля 2023 года N 13 в Управление поступила информация о назначении в феврале 2023 года Ивановой И.А. с 01 января 2023 года ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на "данные изъяты" Распоряжением N 13 от 12 февраля 2023 года в отношении Ивановой И.А. с 01 января 2023 года прекращена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка на "данные изъяты" Решением N 07-22/01 от 13 марта 2023 года установлена сумма переплаты социальной выплаты Ивановой И.А. в размере 14 623 руб. за январь 2023 года. 25 апреля 2023 года Ивановой И.А. направлено досудебное уведомление об образовавшейся переплате с предложением возместить излишне уплаченные денежные средства в течение 10 дней с момента получения досудебного уведомления. Ивановой И.А в добровольном порядке излишне полученные денежные средства бюджету Свердловской области не возмещены.
Заочным решением мирового судьи судебного участка N 4 Тавдинского судебного района Свердловской области от 16 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 января 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с абзацем 1 части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще уведомлены, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, возражения в установленный срок не поступили.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что на основании пункта 1-1 статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-03 "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" Ивановой И.А по заявлению от 17 августа 2021 года Управлением социальной политики N 7 назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка - "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, выплата назначена на срок по 18 июля 2024 года (по день достижения ребенком возраста трех лет).
Согласно реестру ОСФР от 10 февраля 2023 года N 13 в Управление поступила информация о назначении 09 февраля 2023 года Ивановой И.А. с 01 января 2023 года ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на "данные изъяты"
Распоряжением N 13 от 13 февраля 2023 года в отношении Ивановой И.А. с 01 января 2023 года прекращена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка на "данные изъяты"
Решением N 07-22/01 от 13 марта 2023 года установлена сумма переплаты социальной выплаты Ивановой И.А. в размере 14 623 руб. за январь 2023 года.
25 апреля 2023 года Ивановой И.А. направлено досудебное уведомление об образовавшейся переплате с предложением возместить излишне уплаченные денежные средства в течение десяти дней с момента получения досудебного уведомления.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 7, 38, 39, 72 Конституции Российской Федерации, статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 127-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О защите прав ребенка", с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 года N 10-П, исходил из того, что полученная Ивановой И.А. сумма выплаты подлежит возврату в случае установления недобросовестности с ее стороны или счетной ошибки; оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии в действиях Ивановой И.А. недобросовестности.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств недобросовестности Ивановой И.А, злоупотребления правом, совершения ею действий, направленных на получение неосновательного обогащения. Давая правовую оценку действиям Ивановой И.А, суд апелляционной инстанции указал на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства разъяснения ответчику обязанности сообщить Управлению социальной политики N 7 сведения о назначении ежемесячного пособия в отношении "данные изъяты"
Дополнительно судом отмечено наличие у Министерства социальной политики Свердловской области и его структурных подразделениях функций контроля за правильным и рациональным расходованием средств на предоставление льгот, выплату пособия гражданам, имеющим право на социальную поддержку.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку они основаны на представленных в материалы дела доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному в судебных актах правовому регулированию спорных правоотношений, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Указанные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 18 постановления Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 года N 28-03 "О защите прав ребенка" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты" Управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в следующих случаях: назначение ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата.
Пунктом 20 указанного Положения предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке.
Сам по себе факт получения Ивановой И.А. в январе 2023 года денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, правомерно назначенной ей Управлением социальной политики N 7, с безусловностью не может свидетельствовать о том, что выплаченные суммы относятся к неосновательному обогащению и в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.
В материалах дела отсутствуют доказательства разъяснения истцом Ивановой И.А. обязанности сообщать Управлению социальной политики N 7 о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ежемесячной денежной выплаты.
С учетом установленных обстоятельств, судами правомерно не установлено недобросовестности в действиях Ивановой И.А.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
заочное решение мирового судьи судебного участка N4 Тавдинского судебного района Свердловской области от 16 октября 2023 года и апелляционное определение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 - без удовлетворения.
Судья Рунова Т.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.