Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1563/2023 по иску Казаковой Татьяны Леонидовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Центротех" об отмене решения, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов в стаж, назначении пенсии, возложении обязанности начислить и уплатить страховые взносы по дополнительным тарифам, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 07 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Казакова Т.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области), ООО "Научно-производственное объединение "Центротех" (далее - ООО "НПО "Центротех") о возложении на ООО "НПО "Центротех" обязанности произвести начисления и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам в Социальный фонд Российской Федерации, отмене решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области N 516851/22 от 21 июня 2022 года, признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении периода работы с 24 августа 2009 года по 08 июня 2022 года в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, назначении пенсии с 08 июня 2022 года, взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что решением ответчика N 516851/22 от 21 июня 2022 года ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого для назначения пенсии стажа 07 лет 06 месяцев. При этом ответчиком в специальный страховой стаж истца не включен период работы с 24 августа 2009 года по 08 июня 2022 года в качестве изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой ООО "НПО "Центротех". Оспариваемый период работы необоснованно исключен ответчиком из специального страхового стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку она в оспариваемый период постоянно и полный рабочий день была занята в технологическом процессе производства стеклопластиковых изделий в должности изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой, что соответствует льготному пенсионному обеспечению, предусмотренному Списком N 1 раздела VIII подраздел "Б", пункт 1 (1080Б000-17541). Свои обязанности по должности изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой она осуществляла в одном и том же помещении. Кроме того, в соответствии со Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в Списке N 1 раздела VIII подраздела "Б", пункт 1 (1080Б000-17541) указаны должности рабочих предприятий. В случае отказа в удовлетворении требований истец окажется в неравном положении с другими работниками, чьи аналогичные требования были удовлетворены.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 07 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 марта 2024 года, признано незаконным решение Госудасртвенного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 516851/22 от 21 июня 2022 года в части отказа Казаковой Т.Л. включить в специальный страховой стаж периоды работы: с 24 августа 2009 года по 07 апреля 2010 года, с 09 апреля 2010 года по 12 ноября 2010 года, с 14 ноября 2010 года по 08 декабря 2010 года, с 11 декабря 2010 года по 07 апреля 2011 года, с 09 апреля 2011 года по 05 января 2012 года, 07 января 2012 года, с 10 января 2012 года по 16 октября 2013 года, с 19 октября 2013 года по 10 ноября 2013 года, 21 января 2014 года, с 03 февраля 2014 года по 07 февраля 2014 года, с 03 марта 2014 года по 11 апреля 2014 года, с 14 апреля 2014 года по 16 сентября 2014 года, с 19 сентября 2016 года по 15 января 2017 года, с 21 января 2017 года по 22 января 2017 года, 25 января 2017 года, с 02 февраля 2017 года по 08 июня 2022 года в должностях изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой 4-го разряда на производстве опытных партий участок ужесточения и упрочнения, изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой 5-го разряда, изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой 6-го разряда на производстве опытных партий участок ужесточения и упрочнения, участке роторов, участке сборки ротора, участке изготовления ГЦ N 2 в обществе с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Центротех" (ранее ООО "УЗГЦ").
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Свердловской области возложена обязанность зачесть в стаж работы Казаковой Т.Л, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", указанные периоды; назначить пенсию с 08 июня 2022 года; на ООО "Научно-производственное объединение "Центротех" возложена обязанность начислить и уплатить за Казакову Т.Л. ранее не уплаченный дополнительный тариф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2013 года по 08 июня 2022 года. В остальной части исковые требования Казаковой Т.Л. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части удовлетворения исковых требований Казаковой Т.Л, полагая их незаконными.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения ООО "НПО "Центротех".
Стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Подразделом "Б" раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики), каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности (код позиции 1080Б000-17541).
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктами 5, 7 разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 781 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 08 июня 2022 года Казакова Т.Л. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Свердловской области N 516851/22 от 21 июня 2022 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Казаковой Т.Л. отказано.
Указанным решением в специальный страховой стаж Казаковой Т.Л, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не включены спорные периоды работы в ООО "НПО "Центротех" по причине отсутствия документального подтверждения занятости Казаковой Т.Л. на работе с вредными условиями труда, в выписке из индивидуального лицевого счета код льготной профессии за оспариваемые периоды не указан.
Согласно трудовой книжке, Казакова Т.Л. работала в ООО "УЗГЦ" с 24 августа 2009 года изготовителем стеклопластиковых изделий намоткой 4, 5 разрядов на производстве опытных партий, участок ужесточения и упрочения роторов (приказы о переводе от 19 августа 2009 года N 285, от 22 марта 2010 года, от 05 августа 2010 года N 248, от 06 апреля 2011 года N 64); с 28 июня 2011 года изготовителем стеклопластиковых изделий намоткой 5 разряда на участке роторов (приказ о переводе от 27 июня 2011 года N 815), с 01 января 2014 года изготовителем стеклопластиковых изделий намоткой 5 разряда на участке сборки ротора (приказ о переводе от 31 декабря 2013 года N 3190), с ноября 2016 года изготовителем стеклопластиковых изделий 5, 6 разряда на участке изготовления ГЦ N 2 (приказ о переводе от 22 ноября 2016 года N 3618).
Из уточняющей справки N 16-65/24845-ВК от 10 октября 2023 года следует, что 24 января 2017 года ООО "Уральский завод газовых центрифуг" (ООО "УЗГЦ") переименовано в ООО "НПО "Центротех", находится в ведомственном подчинении Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и является предприятием атомной промышленности.
С 16 августа 2007 года в штатном расписании ООО "Уральский завод газовых центрифуг" значилось "Производство опытных партий", в составе которого находился "Участок ужесточения и упрочнения", на котором числились изготовители стеклопластиковых изделий намоткой.
С 11 июля 2011 года в штатном расписании ООО Уральский завод газовых центрифуг" значился участок роторов, в составе которого числились изготовители стеклопластиковых изделий намоткой (изменения в штатное расписание от 11 июля 2011 года N 01-13/5393).
Согласно пункту 1.2 ИП (П) УЗГЦ.9-2012 "Положение об участке роторов" на участке выполнялась сборка роторов газовых центрифуг (далее - ГЦ) из комплектующих деталей посредством выполнения слесарно-сборочных операций, формирование многослойных обмоток композиционными материалами, приемо-сдаточный контроль роторов в прокруточных стендах и балансировка.
С 01 января 2014 года участок роторов был исключен из штатного расписания, в штатное расписание введен участок сборки ротора, на котором числятся изготовители стеклопластиковых изделий. Согласно положению на данном участке изготавливалась углепластиковая (ужесточающая) обмотка роторов газовых центрифуг и армопластиковая (упрочняющая) и стеклопластиковая (защитная) обмотка роторов ГЦ.
С 01 сентября 2015 года утверждено штатное расписание ООО "УЗГЦ", в составе которого есть участок изготовления роторов, в котором числятся также изготовители стеклопластиковых изделий, положение об участке отсутствует.
С 01 марта 2016 года в штатном расписании предусмотрен участок изготовления ГЦ N 2, в составе которого числятся изготовители стеклопластиковых изделий намоткой. С указанного времени название участка не менялось. На участке производится изготовление стеклопластиковых изделий (роторов газовых центрифуг) методом намотки из стекловолокна, углеродного волокна и связующих композиционных материалов.
Со сменой наименования участка трудовые функции изготовителей стеклопластиковых изделий не изменились.
Согласно положению о подразделении "Участок изготовления ГЦ N 2 механосборочного производства" участок изготовления ГЦ N 2 является структурным подразделением ООО "УЗГЦ", на участке изготавливается углепластиковая (ужесточающая) обмотка роторов газовых центрифуг, армопластиковая (упрочняющая) и стеклопластиковая (защитная) обмотки роторов, собираются роторы из комплектующих деталей посредством выполнения слесарно-сборочных операций. На участке производится изготовление стеклопластиковых изделий (роторов газовых центрифуг) методом намотки из стекловолокна, углеродного волокна и связующих композиционных материалов.
Относительно характера производства, на которых была занята истец, работодателем в уточняющей справке указано, что композиционные материалы - это композиции, состоящие из двух или более компонентов (стекловолокна и (или) углеродных волокон и связующей их матрицы) и обладающие специфическими свойствами.
В качестве связующей матрицы используются эпоксидные смолы ЭД-16, ЭД- 20 (ГОСТ 10587-84), смола эпоксидная алифатическая ДЕГ-1 (ТУ 2225-390- 04872688-98). В качестве ускорителя полимеризации эпоксидных смол используется УП 606/2 (ТУ 2494-630-11131395-2006). В качестве отвердителя используется триэтаноламин (ТЭА).
По "Общероссийскому классификатору продукции" ОК 005-93 смолы ЭД- 20, ЭД-16, ДЕГ-1 и композиции на основе этих смол, относятся к классу "Полимеры, пластические массы, каучуки", код 222500, стекловолокно и изделия из него прочие относятся к классу "Стекловолокно и изделия из него", код 595900.
При работе с эпоксидными смолами и композициями на их основе выделяются летучие компоненты - эпихлоргидрин, формальдегид, фенол, толуол, ксилол.
Согласно ССБТ "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" ГОСТ 12.1.005-88, эпоксидная смола ЭД-16, ЭД-20, смола эпоксидная алифатическая ДЕГ-1, эпихлоргидрин, формальдегид, фенол относятся ко 2-му классу опасности; стекловолокно, толуол, ксилол относятся к 3-му классу опасности.
Углеродные волокна, используемые в качестве наполнителя, эпихлоргидрин, формальдегид являются канцерогеном, согласно гигиенического перечня ГН 1.1.725-98 "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека".
Изготовитель стеклопластиковых изделий занят в технологическом процессе по производству стеклопластиковых изделий (роторов газовых центрифуг) методом намотки из стекловолокна, углеродного волокна и связующих композиционных материалов.
Согласно протоколам количественного химического анализа, подтверждается наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ 2 класса опасности и канцерогенов в 2010, 2011, 2012, 2015, 2016 годах.
В 2019 году на участке изготовления газовых центрифуг N 2 ООО "НПО "Центротех" проведена специальная оценка условий труда. На основании отчета "О проведении специальной оценки условий труда" от 24 мая 2019 года по профессии "изготовитель стеклопластиковых изделий" установлен класс условий труда 3.2
В 2022 году на участке изготовления газовых центрифуг N 2 ООО "НПО "Центротех" проведена специальная оценка условий труда, на основании отчета "О проведении специальной оценки условий труда" от 25 ноября 2022 года по профессии "изготовитель стеклопластиковых изделий" установлен класс условий труда 3.2 (представлены карты рабочих мест по СОУТ 2019 и 2022 года)
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, в том числе табели учета рабочего времени, отработанного во вредных условиях труда, дающего право на дополнительный отпуск, расчетные листки, согласно которым истцу на протяжении всего спорного периода производилась доплата за работу во вредных условиях, уточняющую справку работодателя об организации работы предприятия, структурных подразделений и истца на рабочем месте, об этапах технологического процесса производства роторов, используемых в производстве веществах и материалов, пояснения представителя ООО "НПО "Центротех", изложенные в отзыве на исковое заявление, исходил из доказанности обстоятельств работы истца в определенных условиях в спорные периоды времени, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж Казаковой Т.Л. периодов работы с 24 августа 2009 года по 07 апреля 2010 года, с 09 апреля 2010 года по 12 ноября 2010 года, с 14 ноября 2010 года по 08 декабря 2010 года, с 11 декабря 2010 года по 07 апреля 2011 года, с 09 апреля 2011 года по 05 января 2012 года, 07 января 2012 года, с 10 января 2012 года по 16 октября 2013 года, с 19 октября 2013 года по 10 ноября 2013 года, 21 января 2014 года, с 03 февраля 2014 года по 07 февраля 2014 года, с 03 марта 2014 года по 11 апреля 2014 года, с 14 апреля 2014 года по 16 сентября 2014 года, с 19 сентября 2016 года по 15 января 2017 года, с 21 января 2017 года по 22 января 2017 года, 25 января 2017 года, с 02 февраля 2017 года по 08 июня 2022 года в должностях изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой 4-го разряда на производстве опытных партий участок ужесточения и упрочнения, изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой 5-го разряда, изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой 6-го разряда на производстве опытных партий участок ужесточения и упрочнения, участке роторов, участке сборки ротора, участке изготовления ГЦ N 2 в ООО "НПО "Центротех" (ранее ООО "УЗГЦ").
Поскольку указанные периоды в совокупности составляют специальный стаж истца более 10 лет, что свидетельствует о наличии у истца достаточного специального стажа (7 лет 6 месяцев), дающего право на льготное пенсионное обеспечение, в том числе ввиду соблюдения иных необходимых для назначения пенсии условий, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии возраст истца составлял 45 лет, продолжительность страхового стажа - 22 года 9 месяцев 15 дней, суд признал обоснованным требование истца о назначении пенсии с даты обращения к ответчику.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", части 6 статьи 30, части 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу, что представленными доказательствами не подтверждается исполнение работодателем обязанности по начислению и уплате дополнительного тарифа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за истца в период с 01 января 2013 года по 08 июня 2022 года, в связи с чем возложил на работодателя обязанность по начислению и уплате дополнительного тарифа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за вышеуказанный период.
Разрешая требование в части взыскания компенсации морального вреда с пенсионного органа, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что причинение морального вреда истец связывает с нарушением ее имущественных интересов, тогда как действующим пенсионным законодательством, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, ответственность пенсионного органа в виде компенсации морального вреда за отказ во включении периодов работы в подсчет стажа не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном в судебных актах правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Свердловской области указывает на необоснованность выводов суда о наличии оснований для включения в специальный стаж Казаковой Т.Л. периодов работы по 08 июня 2022 года. Судом не приняты во внимание положения пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, в соответствии с которым периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии, соответственно включение дня (08 июня 2022 года) в стаж истца на соответствующих видах работ, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, необоснованно.
Указанные доводы не влекут отмену судебных постановлений, поскольку не влияют на правильность выводов суда о наличии у Казаковой Т.Л. необходимого стажа на момент обращения к ответчику, наличии оснований для назначения ей пенсии с даты обращения - 08 июня 2022 года.
Также представитель ОСФР по Свердловской области указывает на то, что пунктом 3 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 предусмотрено, что применение Списков N1, N2 возможно только с учетом аттестации рабочих мест, по результатам которой работодатель должен был определить перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии со списками установлено льготное пенсионное обеспечение, для назначения досрочной пенсии предприятиями выдаются льготные справки с указанием вида производства, раздела, подраздела, кода позиции Списков. Судом не было установлено, к какой производственной деятельности относится технологический процесс по производству пластиковых изделий. Судом первой инстанции оставлен без внимания факт проведения аттестации рабочих мест в 2010, 2015 годах и ее результаты. Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда, утвержденному 09 октября 2015 года, на участке сбора ротора на рабочих местах "изготовитель стеклопластиковых изделий намоткой" итоговый класс условий труда определен 2 (допустимый). В 2019 году на участке изготовления ГЦ N 2 на рабочих местах "изготовитель стеклопластиковых изделий намоткой (5 разряд)", изготовитель стеклопластиковых изделий намоткой (6 разряд)", итоговый класс установлен - 3.2. В 2022 году на участке изготовления газовых центрифуг N 2 установлен класс условий 3.2. ООО "НПО "Центротех" соответствующие перечни рабочих мест по профессии "изготовитель стеклопластиковых изделий намоткой", "изготовитель стеклопластиковых изделий" в пенсионный орган до 2020 года не представляло. ООО "НПО "Центротех" не подтверждало занятость данной категории работников ни в производстве пластических масс, ни в производстве изделий из композиционных материалов горячим способом. Изменение позиции ООО "НПО "Центротех" в части оценки прав работников на льготное пенсионное обеспечение обусловлено результатами специальной оценки условий труда 2019 года.
Суд без исследования обстоятельств наличия или отсутствия причин проведения аттестации рабочего места истца, по существу посчитал возможным самостоятельно без привлечения специалистов в области оценки производственных факторов, идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда установить названные факторы в отношении условий труда истца. С 01 января 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами, страхователь за период с 01 января 2013 года по 08 июня 2022 года уплату дополнительного тарифа страховых взносов по указанной категории работников (изготовители стеклопластиковых изделий намоткой) не производил, то есть работодатель, предоставив индивидуальные сведения за период с 24 августа 2009 года по 16 сентября 2014 года, с 19 сентября 2016 года по 31 декабря 2021 года в отношении Казаковой Т.Л. без указания кода льготной профессии, не уплатив дополнительный тариф страховых взносов, начиная с 01 января 2013 года, не подтвердил ее стаж на соответствующих видах работ (по Списку N 1), и право на льготное пенсионное обеспечение.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, они являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно не были приняты во внимание.
Вывод суда первой инстанции о выполнении Казаковой Т.Л. в спорные периоды работ, предусмотренных подраздела "Б" раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, основан на оценке представленных в материалы дела доказательств, содержание которых приведено в судебных актах. Нарушений судами правил оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Судами установлено, что Казакова Т.Л. в спорные периоды была занята в технологическом процессе производства продукции, пластических масс, включая композиционные материалы и стеклопластики, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 2, 3 класса опасности.
Судами установлено, что в соответствии с условиями трудового договора истец работала во вредных условиях. В период же работы истца с 22 июля 2019 года по 30 мая 2022 года на предприятии по ее профессии проведено две специальных оценки условий труда - в 2019 году и в 2022 году, по результатам которых установлен класс условий труда 3.2 и право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом трудовые функции изготовителей стеклопластиковых изделий не менялись на протяжении всего спорного периода трудовой деятельности Казаковой Т.Л. в ООО "НПО "Центротех". Невыполнение работодателем обязанности по представлению соответствующих сведений и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, не является основанием для отказа истцу в удовлетворении иска, тем более, что судом удовлетворены требований истца к ООО "НПО "Центротех" об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд не указывает размер, основание для начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование, не влечет отмену состоявшихся судебных актов, поскольку статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков. Кроме того, обязанность по уплате взносов возложена на ООО "НПО "Центротех", которое не ссылается на неисполнимость решения суда.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные периоды работы истца, имевшие место после 01 января 2013 года, не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, до исполнения работодателем обязанности по начислению и оплате дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отклоняются судебной коллегией, как необоснованные.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались.
Поскольку в период после 01 января 2013 года Казакова Т.Л. место работы и характер трудовой деятельности не меняла, а судом установлено ненадлежащее исполнение обязанностей ООО "НПО "Центротех", предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", доводы кассационной жалобы ответчика о необоснованном включении в специальный стаж по Списку N 1 периодов работы, являются несостоятельными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, факт полной занятости истца на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установлен.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле налоговый орган, который с 01 января 2017 года выполняет функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, не подтверждают нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных постановлений не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, к выражению несогласия с произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 07 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Новоуральского городского суда Свердловской области от 07 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.