Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-462/2023 по иску Исбахиева Хусейна Вахитаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о перерасчете страховой пенсии, по кассационной жалобе Исбахиева Хусейна Вахитаевича на решение Карагайского районного суда Пермского края от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Исбахиев Х.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с марта 2017 года с учетом ежегодной индексации, установлении социальной доплаты в полном объеме.
В обоснование исковых требований указано, что с 18 февраля 2017 года он является пенсионером по возрасту. В соответствии с решением Карагайского районного суда Пермского края пенсия по старости ему установлена с 20 марта 2017 года. Полагает, что ответчиком при начислении пенсии не применен ежегодный коэффициент повышения пенсии, установленный Правительством Российской Федерации. Кроме того, в связи с нахождением у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка, ему не начисляется фиксированная выплата в полном объеме. Представленные ответчиком справки и расчеты не согласуются с фактическими выплатами.
Решением Карагайского районного суда Пермского края от 23 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 февраля 2024 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Исбахиев Х.В. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что с 20 марта 2017 года Исбахиев Х.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", рассчитанной в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пенсия назначена Исбахиеву Х.В. с 20 марта 2017 года на основании решения Карагайского районного суда Пермского края от 27 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Пермского краевого суда от 23 марта 2023 года.
Исбахиев Х.В. имеет на иждивении несовершеннолетнего сына ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно копиям материалов пенсионного дела Исбахиева Х.В, общий стаж истца Исбахиева Х.В. при назначении пенсии (с учетом перерасчетов) составил 13 лет 19 дней при требуемых не менее 25 лет, при этом, период службы по призыву для определения права на страховую пенсию учтен пенсионным органом в двойном размере, что составило 4 года 2 месяца 10 дней.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом "О страховых пенсиях", исходил из отсутствия со стороны ответчика нарушений пенсионных прав истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку, при разрешении спора судами применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются несостоятельными.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 36 названного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Федеральным законом "О страховых пенсиях" установлены следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 4 982, 90 руб. в месяц.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (часть 6 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 13 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" действие части 6 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" приостановить до 1 января 2025 года
Согласно части 8 статьи 10 указанного Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 1 января 2019 года устанавливается в сумме, равной 5334, 19 руб, с 1 января 2020 года - 5686, 25 руб, с 1 января 2021 года - 6044, 48 руб, с 1 января 2022 года - 6 564, 31 руб, с 1 января 2023 года - 7 567, 33 руб, с 1 января 2024 года - 8 134, 88 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года N 973 "Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" утвержден коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 июня 2022 года в размере 1, 1, а также коэффициент дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 июня 2022 года в размере 1, 1.
Лицам (за исключением лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Из материалов дела следует и установлено судами первой и апелляционной инстанции, что общий размер страховой пенсии по старости с учетом перерасчетов с 01 января 2022 года составил 10 130, 05 руб, из которых 1377, 84 руб. - страховая пенсия, 8 752, 41 руб. - фиксированная пенсия; с 01 июня 2022 года размер страховой пенсии составил 11 143, 11 руб, из которых 1 515, 46 руб. - страховая пенсия, 9 627, 65 руб. - фиксированная выплата.
На январь 2022 года фиксированная выплата к страховой пенсии истца составляла 6 564, 31 руб, доплата на иждивенца 2 188, 10 руб, размер фиксированной выплаты с учетом повышения за иждивенца 8 752, 41 руб.
На июнь 2022 года фиксированная выплата к страховой пенсии истца составляла 7 220, 74 руб, доплата на иждивенца 2 406, 91 руб, размер фиксированной выплаты с учетом повышения за иждивенца составлял 9 627, 65 руб.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что размер страховой пенсии с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости установлен истцу в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства, права истца ответчиком не нарушены.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных постановлений не содержат.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Карагайского районного суда Пермского края от 23 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исбахиева Хусейна Вахитаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.