Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-12408/2023 по иску Кухарик Ивана Михайловича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Курганской области" о взыскании индексации в связи с недоплатой пенсии по выслуге лет, по кассационной жалобе Кухарик Ивана Михайловича на решение Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 04 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кухарик И.М. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Курганской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Курганской области") о взыскании индексации в связи с недоплатой пенсии.
В обоснование исковых требований с учетом их изменения указал, что с 10 ноября 1978 года по 31 октября 2005 года он проходил военную службу. С 01 ноября 2005 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. Сумма пенсии ему назначена исходя из должностного оклада по нетиповой воинской должности "помощник председателя Курганского гарнизонного военного суда", установленной согласно штатному расписанию на день увольнения в размере 2 597 руб. 40 коп. В период с 01 августа 2006 года по 28 февраля 2023 года ему неправильно исчислялся размер пенсии, в связи с чем произведен ряд доплат: 01 июня 2016 года в связи с неправильностью исчисления размера пенсии за период с 01 августа 2006 года по 31 марта 2016 года в размере 139 209 руб. 45 коп, в том числе, с 01 января 2012 года по 31 марта 2016 года в размере 97 990 руб. 02 коп.; 03 февраля 2023 года в связи с неправильностью исчисления размера пенсии за период с 01 января 2012 года по 28 февраля 2023 г..с учетом ранее произведенных выплат в размере 3 612 800 руб. 96 коп. Общая сумма недоплаты за весь период неправильного исчисления пенсии составила: 3 752 010 руб. 41 коп. из расчета 39 209 руб. 45 коп. + 3 612 800 руб. 96 коп. Указанная сумма выплачена ему без учета изменения покупательной способности денег и существенного изменения уровня рыночных цен в период с 2006 года по 2016 год, с 2012 года по 2023 год, ввиду чего, по его мнению, необходимо проиндексировать сумму недоплаты на индекс потребительских цен в соответствующие периоды.
Поскольку данный спор связан с индексацией недоплаченной части пенсии, обусловленной инфляцией, в данном случае для индексации необходимо использовать индекс потребительских цен на товары и услуги по Курганской области с сентября 2006 года по январь 2023 год, учитывая при расчете, что часть денежных средств выплачивалась 01 июня 2016 года (139 209 руб. 45 коп, из которых с 01 января 2012 года по 31 марта 2016 года в размере 97 990 руб. 02 коп.), а другая часть - 03 февраля 2023 года.
С учетом изложенного, истец просил суд взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Курганской области в свою пользу сумму индексации недоплаты пенсии в размере 1 497 860 руб. 81 коп, а также расходы по оплате государственной пошлины в размер 2 489 руб. 30 коп.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 04 апреля 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Кухарик И.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" просит оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Кухарик И.М, представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат курганской области", сведения о причинах неявки не представили, представитель третьего лица ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" в возражениях на кассационную жалобу заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 1 ноября 2005 года Кухарик И.М "данные изъяты" года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Размер пенсии назначен истцу исходя из должностного оклада по нетиповой воинской должности "помощник председателя Курганского гарнизонного военного суда", установленной согласно штатному расписанию на день увольнения в размере 2 597 руб. 40 коп.
Впоследствии неоднократно производилась индексация денежного довольствия военнослужащих, размеры окладов месячного содержания лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, в частности, по нетиповой должности, которую занимал Кухарик И.М. непосредственно перед выходом на пенсию по выслуге лет.
Из материалов дела также следует, что истцу был произведен перерасчет и доплата пенсии за выслугу лет с 1 ноября 2005 года по 31 марта 2016 года в сумме 139 209 руб. 45 коп, в том числе, за период с 1 января 2012 года по март 2016 года - 97 990 руб. 02 коп.
Затем, ввиду повышения оклада по воинской должности Кухарик И.М. произведен перерасчет и доплата пенсии с 1 января 2012 года по 28 февраля 2023 года, в размере 3 612 800 руб. 96 коп.
Истец, обращаясь с иском в суд, полагает, что выплаченный ему перерасчет пенсии не покрывает уровень инфляции, в связи с чем производит индексацию суммы недоплаты на индекс роста потребительских цен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании индексации в связи с недоплатой пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 43, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", исходил из того, что установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера, в связи с чем нарушений пенсионных прав истца ответчиком допущено не было.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Военнослужащие и члены их семей имеют право на государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета (статья 1, пункт 1 статьи 3, подпункт 2 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Порядок и условия пенсионного обеспечения названных лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Согласно статье 43 указанного закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (часть 1).
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (часть 2 статьи 43 данного закона).
Согласно статье 49 указанного закона, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Таким образом, размер пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в порядке статьи 43 указанного Закона, постановлениями Правительства Российской Федерации. Установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии правовых оснований для взыскания индексации в связи с недоплатой пенсии, поскольку данные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что истцу был произведен перерасчет и доплата пенсии за выслугу лет с 1 ноября 2005 года по 31 марта 2016 года в сумме 139 209 руб. 45 коп, в том числе, за период с 01 января 2012 года по март 2016 года - 97 990 руб. 02 коп.
Затем, ввиду повышения оклада по воинской должности произведен перерасчет и доплата пенсии с 1 января 2012 года по 28 февраля 2023 года, в сумме 3 612 800 руб. 96 коп.
Доказательств обратного истцом не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что пенсия подлежит пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия, согласно сведениям о размере начисленной и выплаченной пенсии истца ответчик с 2006 года не производил перерасчет пенсии, вследствие чего возникла ее недоплата, на которую в 2016 году и в 2023 году прямо указывало ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Свердловской области" и которую не оспаривало ФКУ "Военный комиссариат Курганской области", в связи с тем, что пункт "а" части 1 статьи 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 прямо предусматривают обязанность пересмотра пенсии одновременно с увеличением денежного довольствия, выплата сумм индексации спустя более 10 лет со дня, когда подлежала исполнению обязанность по пересмотру размера пенсии, прямо нарушила статью 49 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1; факт нарушения пенсионных прав истца, выразившийся в неисполнении обязанности по своевременной индексации суммы пенсии, недоплате части пенсии в период с 01 августа 2006 года по 03 февраля 2023 года со стороны ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" доказан; рассчитывая сумму недоплаты исходя из должностного оклада на момент исчисления ее суммы, ответчик не производил индексацию, а лишь исполнял требования постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, а последнее подтверждает отсутствие правовой оценки пункта 15 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 94, хотя и приведенного в мотивировочной части решения суда, но не примененного к спорным правоотношениям, выплата суммы недоплаты пенсии, рассчитанная исходя из размера денежного довольствия на день пересмотра, не является способом восстановления нарушенного права, предоставление денежных средств не компенсирует последствия нарушения права истца, оказавшегося лишенным части пенсии с 2006 года, подлежат отклонению,
поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных им обстоятельствах и правильности применения судом норм материального права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды пришли к правильному выводу о том, что специальным законом предусмотрен механизм и порядок индексации пенсий, который не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен. Суды, установив, что ответчиком в полном объеме выплачена пенсия с учетом индексации, произведенной в соответствии со специальным Законом N4468-1, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Довод кассационной жалобы о том, что Курганский областной суд фактически не рассмотрел доводы апелляционной жалобы по существу, дав им лишь формальную оценку. Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в определении, содержат общие формулировки, явно не являющиеся результатом оценки каждого довода апеллянта отдельно и всей его позиции в целом, является необоснованным.
Апелляционное определение соответствует требованиям статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как видно из его содержания.
При разрешении спора судами нормы материального права применены правильно, при исследовании и оценке доказательств нарушений норм процессуального закона не допущено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных решений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 04 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кухарик Ивана Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.